ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Александр ТРЕГУБ


Об авторе. Содержание раздела. Контакты

КУБА, ЛЮБОВЬ МОЯ, или ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Путевые заметки

«Куба, любовь моя/остров зари багровой»... Популярная песня 1960-ых,
музыка Пахмутовой, текст Гребенникова и Добронравова, исполняет Иосиф Кобзон.

«Отсюда следует, что возможна победа социализма даже в одной,
отдельно взятой, капиталистической стране».
В. И. Ленин. «О лозунгах Соединённые Штаты Европы», 1915 год

«Мы можем устроить мир лучше». Фидель Кастро. Плакат на шоссе
 по дороге из Гаваны в Виньялес, 2015 год

 

Для бывших граждан Советского Союза, детство которых пришлось на 1960-1970-ые годы, далекая Куба почему-то всегда вызывала романтические ассоциации. Может быть, причина была в молодом, баскетбольного роста лидере революции Фиделе Кастро, выглядевшим совершенно необычно на тусклом фоне советских вождей и способного часами вдохновенно говорить без бумажки; возможно, замечательная песня Александры Пахмутовой, популярная в пионерские годы автора, была этой причиной; а может быть, просто серые советские будни подпитывали романтические представления об экзотическом острове, где все молоды, красивы, беспрерывно танцуют, поют и радуются счастливой жизни на берегу теплого моря под сенью тропических пальм.

Со временем, когда мы узнали немного больше о Кубинском кризисе 1960-ых, едва не спровоцировавшим Третью Мировую ядерную войну, политических репрессиях, стареющем, но не собирающемся расставаться с властью вожде, распадающейся экономике, людях, живущих в нищете, многочисленных беженцах, с риском для жизни переплывающих Флоридский залив, чтобы начать новую жизнь в Америке — возвышенно-мечтательные представления о Кубе стали постепенно тускнеть, но странная подспудная идея кубинской романтики почему-то не исчезала. Поэтому, когда поездка на Кубу стала, наконец, возможной для граждан Америки, мы присоединились к одному из первых «легальных» кубинских туров для американских туристов, чтобы окончательно решить для себя, существует ли на самом деле кубинская романтика.

 

Путешествие на Кубу неожиданно оказалось путешествием во времени, и в пункте назначения стрелки часов были переставлены приблизительно на 25-30 лет назад. За последние годы мы отвыкли от когда-то родных и привычных порядков: отсутствию продуктов в магазинах, пренебрежительному отношению к покупателю, полному равнодушию к своей работе — поскольку ее результаты никак не сказывались на зарплате или других вознаграждениях. Куба, возможно, единственное место на нашей планете, где до сих пор можно встретить легко узнаваемые признаки уже позабытой экономики социализма.

Кубинская революция 1959 года принесла кубинскому народу все то, что принесла Октябрьская революция одной пятой населения земного шара в 1917 году, — но в меньших масштабах. Революционный террор, расправы с инакомыслящими, голод — все это было, но не достигло такого размаха, как в России. В то же время полная безалаберность в экономике и её долгосрочное бессмысленное планирование в точности скопировали неэффективную Советскую систему. Разница состояла в том, что на Кубе — в отличие от Советского Союза, экономика которого была основана на эксплуатации природных ресурсов, — нет, или еще не открыты, полезные ископаемые; попытки же создать экономику, построенную на выращивании сахарного тростника и торговле сигарами и ромом, не увенчались успехом.

В итоге, единственный способ получения прибыли, найденный правительством Кубы — превратить свою страну в Советскую военную базу, расположенную в какой-то сотне миль от главного бастиона империализма. Эта примитивная стратегия полностью развалилась в 1990-ых, когда распавшийся Советский Союз прекратил сахарные дотации и поставки нефти на Кубу.

Внезапное прекращение субсидий бывшим могучим союзником привело к катастрофическим последствиям для кубинской экономики, совершенно не подготовленной к такому развитию событий. Тяжелейшее для кубинцев время 1990-ых годов получило официальное наименование «Специальный период» и до сих пор с ужасом вспоминается на Кубе. Перемены, вызванные Специальным периодом, в истории Кубы сопоставимы по масштабам только с коренными изменениями, принесенными революцией 1959 года.

 

На Кубе существует бинарная система исторического отсчета: ДО РЕВОЛЮЦИИ и ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ. Например, все здания-памятники архитектуры, крепости, монументы, гостиницы, курорты, дороги были возведены до революции 1959 года. Последним значительным дореволюционным строением на Кубе стала 20-метровая скульптура Христа, возведенная при поддержке диктатора Батисты. Ее официальная церемония открытия, в которой участвовали сам диктатор с женой, происходила 24 декабря 1958 года. А через 15 дней после церемонии в Гавану вошли революционные войска Фиделя.

После революции правительство построило «хрущевского» типа многоэтажки, а также многорядное шоссе на запад страны, призванное оживить спящую экономику удаленных от столицы деревней и городов. Сейчас это шоссе используется, главным образом, туристскими автобусами; иногда можно увидеть телеги и лошадей в упряжке.

К счастью, правительство было так занято обустройством отсталых деревней и городков вдали от Гаваны, что полностью пренебрегло строительством в самой столице. Поэтому в исторической Гаване новые здания не строились, старые не сносились, а улицы не расширялись. Это позволило Гаване сберечь в целости архитектуру колониальных времен испанского владычества, и сейчас кубинская столица является самым большим городом во всей Латинской Америке с первозданной колониальной архитектурой.

Первое впечатление автора от массивных городских зданий в колониальном стиле можно было сравнить с чувством археологов, только что раскопавших древний и все еще хорошо сохранившийся — с точки зрения археологов — город.

С точки зрения туристов, город находится в совершенно запущенном состоянии. Хотя некоторые здания в центре города обнаруживают следы легкого косметического ремонта, большинство, особенно в кварталах, расположенных чуть подальше от центра, не ремонтировались со времен Революции и не соответствуют элементарным требованиям безопасности. Однако на второй или третий день глаз как-то привыкает к обветшалым фасадам, и начинаешь ценить красоту зодчества отдельных зданий и слаженную композицию всего архитектурного комплекса. А через три дня вообще перестаешь замечать обветшалость строений и проникаешься своеобразной красотой и поэтичностью Гаваны, ее маленьких улочек и переулков, затерянных среди монументальных зданий колониального стиля, неожиданно встречающимися скромными скульптурами и барельефами самых разнообразных исторических лиц — от вездесущего героя освободительной войны Хосе Марти до Джона Леннона, от Че Гевары до «парижского джентльмена» — знаменитого городского сумасшедшего, от Хемингуэя до Луиса де Камоэнса.

 

Посещение Музея Революции входит в обязательную программу всех туристских экскурсий — как обязательное посещение Ленинского музея в стране нашего происхождения. Музей находится в центре Гаваны и располагается в бывшем Президентском Дворце, где жили все кубинские президенты, от первого Президента, Марио Гарсии Меносала, до последнего дореволюционного Президента Фулгенсио Батисты, свергнутого революцией 1959 года. Где живут первый послереволюционный Президент Фидель Кастро и его брат Рауль, нынешний Президент, — знают только те, кому это положено. Местопребывание послереволюционных президентов засекречено, поскольку, согласно официальной версии кубинского правительства, ЦРУ непрерывно, в течение многих лет, пытается их физически уничтожить и тем самым обезглавить Революцию. Поскольку во дворце никто не живет, он находится в довольно запущенном состоянии.

 

Главная ценность музея состоит в уникальных исторических экспонатах, посвященных революционному периоду 1953-1959 годов. Самым важной реликвией музея является бронзовое изваяние исторической Кепки Фиделя, которое хранится под стеклом и под надежным замком.

Неоспоримую историческую ценность представляют муляжи двух других героев, Че Гевары и Камило Сиенфуегоса, в натуральную величину. Герои, одетые в защитного цвета униформу, скрываются в муляжном тропическом кустарнике и видны только под определенным углом зрения. Внезапное появление героев из засады производит сильное впечатление на мирных посетителей музея. Поскольку герои — то ли одеждой, то ли воинственным видом, то ли давно не бритыми бородами — чем-то напоминают шайку каторжников, преследовавших капитана Гранта и его спутников в Австралии, — туристы, при виде героев, инстинктивно лезут в карманы, проявляя добровольное желание немедленно расстаться со всеми своими «конвертируемыми» песо, обмененными за кровные доллары по официальному грабительскому курсу.

Почетное место в музее также занимают подлинные шляпы и личные винтовки Че и Камило. Но самое значительное достояние музея находится во внутреннем дворе музея. Этим достоянием является знаменитая яхта Гранма — та самая яхта, на которой 82 бойца революции переправились из Мексики на Кубу для свержения режима Батисты! Яхта Гранма стала таким же важным символом для кубинской Революции, как крейсер Аврора для русской Революции 1917 года. Именем Гранма названа официальная газета кубинской компартии — а также главная контрреволюционная радиостанция, вещающая на Кубу из Флориды. Не удивительно, что знаменитая яхта находится под неусыпным надзором вооруженных солдаток кубинской армии — отвлекающимися от своей непосредственной боевой задачи только для того, чтобы попозировать для памятных фотографий с любопытными туристами. В отличие от крейсера Аврора, долгое время пришвартованного к Кронштадтскому берегу, яхта Гранма перенесена на территорию музея Революции и заключена под стекло, для защиты от непогоды и злоумышленников. «Что тебе снится, крейсер Аврора?» Наверное, снится Авроре, что хорошо бы и ее поместить под стекло на вечное хранение, потому что исконный крейсер давно ушел в небытие: затонул в 1941 году, был впоследствии поднят с морского дна и полностью перестроен. Но сооружение стеклянного каркаса для Авроры было бы значительно более сложной инженерной задачей, поскольку крейсер гораздо больше, чем рассчитанная на 18 пассажиров яхта. Соотношение размеров Авроры и Гранмы представляет собой проявление частного случая более общей закономерности: кубинские музейные экспонаты меньше русских, как минимум, в 10 раз по размерам, площади, объему и количеству. Например, перед входом в музей находится памятник Славы с вечно горящим огнем — точная уменьшенная копия московского. В более обобщенной формулировке, различия в масштабах исторических последствий революций 1917 и 1959 годов строго пропорциональны различиям в размерах двух легендарных кораблей.

По соседству с яхтой Гранма размещены другие значительные реликвии: ракета земля-воздух советского производства, сбившая американский самолет-разведчик У2 во время кубинского ракетного кризиса, мотор сбитого самолета У2, джип, захваченный у армии Батисты, и на самом видном месте перед входом в музей — советского производства танк на постаменте, точная копия всех танков на постаментах в городах бывшего Советского Союза.

 

Наше посещение Кубы положило начало историческому возобновлению дипломатических отношений между Кубой и Америкой: сразу после нас страну посетил, с официальным визитом, Президент США. Барак Обама был удостоен торжественной церемонии в Президентском Дворце, т.е., в том самом обветшалом здании с давно не ремонтированными залами, в котором мы сами недавно побывали (правда, без торжественного приема). По мнению автора, в таком дворце неудобно принимать даже обычных гостей, не говоря уже о Президенте самой могущественной державы в мире — но возможно, в этом-то как раз и заключался тонкий политический расчет Рауля Кастро: перефразируя строки Владимира Маяковского, «У кубинцев — собственная гордость/ на буржуев смотрим свысока».

 

Музей Революции служит идеологической школой для воспитания подрастающего поколения. Главные же политические события происходят на площади Революции. Именно здесь собирались сотни тысяч кубинцев (как-никак, площадь Революции занимает 31-ое место среди самых больших по габаритам площадей в мире), чтобы послушать знаменитые зажигательные речи Фиделя. Когда Фидель был в лучшей форме, чем теперь, он обращался со своими посланиями к народу два раза в год, на Первомайский праздник и 26 июля, в годовщину Революции. У самого автора в памяти далекого детства запечатлелся вдохновенный чернобородый Фидель, что-то вещающий с экрана телевизора на красивом, но совершенно непонятном языке. Сочетание вида молодого вдохновенного вождя и музыки его речи производили впечатление хорошо поставленной и отрепетированной оперы. Как-никак, Фидель в молодости учился на юриста — как и вождь революции 1917 года — и мог совершенствовать свои ораторские способности в свободное от революционной деятельности время. Как пелось в советской песне той поры, «Вновь говорит вдохновенно Фидель/Мужество знает цель!». Как оказалось, непонимание испанского языка советской аудиторией было не недостатком, а преимуществом для вождя-артиста. Тематика речей вождя была всегда неожиданная. Например, в одной из своих многочасовых речей он вдохновенно разъяснял кубинским домохозяйкам, как правильно варить рис. («Вновь говорит вдохновенно Фидель...»)

 

Площадь Революции была построена до Революции, между 1920 и 1959 годами, и называлась изначально Гражданской Площадью. С началом революции строительная деятельность прекратилась, а кампания по переименованию улиц и площадей, наоборот, активизировалась. Площадь украшает огромный монумент герою кубинского освободительного движения и знаменитому поэту Хосе Марти, построенный, естественно, до Революции, во время правления диктатора Батисты. Напротив монумента находится самое знаменитое здание на Кубе — уродливый массивный дом Министерства Внутренних Дел. Своей известностью это архитектурное чудо обязано огромному профилю Че Гевары на фасаде здания, с цитатой героя «До вечной Победы». Профиль и цитата исполнены в оригинальной технике, основанной на применении простой металлической проволоки.

Здание Министерства Внутренних Дел стало магнитом, притягивающим толпы туристов. Воодушевленное этим успехом, правительство украсило находящийся напротив дома МВД здание Министерства Связи еще одним изображением, исполненному в той же технике, — на этот раз посвященному Камилo Сиенфуэгосу, другому революционному герою. Рано ушедший из жизни при невыясненных обстоятельствах Камилo бодро заверяет старшего товарища по партии: «У тебя все хорошо, Фидель!» Эта фраза на фасаде запутывает не знающих испанский туристов, способных понять только имя «Фидель» — так что многие считают, что на здании изображен профиль самого Фиделя. Это совершенно неправильно, потому что скромный Фидель не позволил развиться своему культу личности в полной и заслуженной мере, и в стране нет прижизненных монументов вождю.

Официально считается, что вождей Революции 1959 года было три: Фидель, Эрнесто Че Гевара — «Эль Че» и Камилo Сиенфуэгос. Че Гевара покинул Кубу, чтобы организовать мировую революцию, и погиб в Колумбии. Его благородная миссия и отъезд были благословлены самим Фиделем. Что касается Камило, то он погиб в первые годы после революции, наверное, в авиакатастрофе: маленький самолет, в котором он летел ночью из города Камагуэй в Гавану, пропал без вести. В результате Фиделю пришлось принять на себя полную ответственность единственного Вождя Революции. Автору кажется, что подобную историю он уже где-то слышал, хотя дело могло происходить в другой стране и с героями другой революции. Но два исчезнувших вождя по-прежнему высоко почитаются на Кубе, и вы можете увидеть скульптуры и портреты героев на улицах и площадях кубинских городов.

 

Самый популярный и почитаемый герой на Кубе, конечно же, Че Гевара. Портреты Че на плакатах, фасадах зданий, футболках встречаются повсеместно. В городе Санта Клара имеется даже мавзолей, где хранятся останки героя. Резиденция Че, где он жил после победы Революции, «Кабана Че», превращена в музей; именно здесь, поблизости от Кабаны, происходили организованные по приказу Че расстрелы солдат и офицеров армии Батисты, дезертиров, мародеров и прочих врагов революции. А недалеко от Кабана Че, в полной дисгармонии с суровым духом Революции, возвышается статуя Христа, к счастью, ей — в отличие от мародеров— пощаженная.

Вторым по популярности кубинским героем заслуженно является поэт и лидер освободительного движения против испанского владычества Хосе Марти. Хосе Марти уважаем в равной степени как сторонниками, так и противниками революции 1959 года, и в Гаване возведены сразу несколько памятников поэту-революционеру.

Третье место по репутации среди кубинцев, после Че и Хосе Марти, занимает Эрнест Хемингуэй. В бар Флоридита, где великий писатель не спеша наслаждался коктейлями мохито и дайкири, не пробиться; толпы туристов заполняют Флоридиту. Посетителями движет благородное стремление углубить понимание литературной концепции романов писателя посредством потребления коктейлей, приготовленных по усовершенствованному рецепту Папы — с двойной дозой алкоголя. При этом цена коктейлей во Флоридите со времен Хемингуэя многократно выросла, а качество, по слухам, понизилось. Комната 511 в гостинице Амбос Мундос, в которой жил писатель, когда работал над романом «По ком звонит колокол», стала местом обязательного паломничества туристов. Самые большие энтузиасты также посещают загородную резиденцию писателя, Финка Ла Вигиа, где можно заглянуть через окна в комнаты, которые занимал Хемингуэй, полюбоваться знаменитой рыболовной яхтой Пилар и осмотреть маленькие надгробия над могилками любимых собак Папы.

 

Другим великим писателем, почитаемым на Кубе, является колумбиец Габриэль Гарсиа Маркес, личный друг Фиделя — как и выдающийся эквадорский художник Освальдо Гуясамин. Полотна Гуясамина очень популярны на Кубе, и копии его картин продаются на каждом углу в центре Гаваны.

Кубинское искусство 18-21 века широко представлено замечательными музыкантами, танцорами, писателями и особенно художниками. Кубинская художественная школа впитала все лучшие идеи модернизма и авангардизма 20-го века. К счастью для кубинских художников, после революционные чиновники, если и пытались направить живопись «в нужное русло», делали это сравнительно мягко. Благодаря богатым историческим традициям и отсутствию жёсткого регулирования живописи, на Кубе работают много первоклассных художников. На толкучке в Гаване представлены полотна профессиональных кубинских художников, выпускников Гаванской Академии Искусств, которые можно приобрести за бесценок. Многие картины кубинских художников покупаются предприимчивыми торговцами и перепродаются на аукционах в Америке и Европе.

Гораздо более жесткие меры принимались по отношению к кубинским писателям, не следовавшим прямым указаниям партии. Их, правда, не ссылали в Гулаг где-нибудь на Карибском море, но не разрешали печататься, и многие были вынуждены эмигрировать. Государство поддерживало только тех служителей Муз, чье искусство, по словам Фиделя, служило Революции. Например, молодой Фидель сразу после победы Революции способствовал созданию знаменитой балетной школы Алисии Алонсо — которая, в свою очередь, помогала революционному движению.

 

Наверное, изначальная романтика революции все-таки существовала. Население Кубы до революции жило бедно, коррумпированная кубинская экономика служила интересам иностранной мафии. Большинство кубинцев не любило диктатора Батисту-полуграмотного фельдфебеля, вначале избранного демократическим путем, а затем захватившим власть в результате военного путча. Многие симпатизировали славным вооруженным бородатым ребятам, скрывавшимся в горах Сьерра Маэстра. Когда колонны бородачей сошли с гор и направились на штурм Гаваны (“Слышишь чеканный шаг?/Это идут барбудос*!”), люди их открыто приветствовали. В одной из самых фешенебельных гостиниц Гаваны, «Севилья», на видном месте висит фотография встречи Фиделя в первые послереволюционные дни с восторженными служащими гостиницы, взявшими ее управление в свои руки после того, как бывший владелец сбежал от революционеров. Гостиница знаменита также тем, что в ее номере 501 автор романа «Наш человек в Гаване» Грэм Грин поселил своего героя, продавца пылесосов и невольного агента британской разведки.

_________________

* Бородачи, исп

 

Чеканный шаг барбудос хорошо слышен на Кубе до сих пор. Фидель и его соратники создали авторитарное государство с жесткой системой политического контроля. Одним из интересных нововведений правительства по укреплению этого контроля стало создание народных комитетов гражданского населения, главной задачей которых является организованный донос на всех политически подозрительных соседей. Средства массовой информации полностью находятся в руках правящей партии, интернет практически отсутствует...

...........................................................

Полный текст с иллюстрациями — в архфайле, PDF, 1,6 Мб.

Путешествия:
Путешествие в Страну Громового Дракона
Куба, любовь моя...
В поисках капитана Гранта. Путевые заметки по Патагонии
Афинский марафон, или Новые приключения аргонавтов
По следам цивилизации инков. Перуанские приключения

Юмор

Об авторе. Содержание раздела

21.07.2015

Александр Трегуб. Куба, любовь моя... Формат zip-файла PDF, 1,6 Мб.

Загрузить!

Всего загрузок:

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com