ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Александр ТРЕГУБ


Об авторе. Содержание раздела. Контакты

ПО СЛЕДАМ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИНКОВ.

ПЕРУАНСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Окончание. Начало здесь

.........................................

Загадка номер 2. Мачу Пичу: крепость, храм, обсерватория?

 

Мачу Пичу была «открыта» в Андских горах в 1921 году молодым Йельским профессором Хирамом Бингхамом. «Открыта” в кавычках, — потому, что загадочные руины были известны местным жителям задолго то того, как там побывал Бингхам. Рядом с руинами проживала индейская семья фермеров, а сами руины посещались путешественниками задолго до экспедиции Бингхама. Но семье фермеров — как и Перуанским властям в начале 20 века — было не до Инкских развалин, так что официальные экспедиции по изучению Мачу Пичу никто в Перу не организовывал. Местный губернатор выделил в помощь американской экспедиции жандарма и проводника, и вклад властей в изучении истории инков этим ограничился. Интересно, что Бингхам впервые услышал о загадочных руинах от другого американского профессора, преподавшего историю в Университете города Куско. Последний вполне мог бы организовать собственную экспедицию, и прославиться как «первооткрыватель» Мачу Пичу — но он был слишком занят «более» серьезной насущной работой, чтобы терять время на сомнительные походы по горам. (Это немедленно напоминает нам о знаменитой мантре Стива Джобса — умению сфокусироваться на главном). К счастью, Бингхам сфокусировался на правильной цели — и, после нескольких дней не слишком уж сложного перехода местный проводник привел экспедицию к дому фермеров в горах, а мальчик — сын фермера показал Бингхам дорогу к руинам.

 

На языке Кечуа, Мачу Пичу означает «Старая Гора» . Так называется пик перед поселением (не показан на снимке).

Пик на заднем плане называется Вайна Пичу Молодая Гора

Вайна Пичу представлена на всех знаменитыx видах Мачу Пичу

 

Глазам Бингхамa предстали прекрасно сохранившиеся каменные стены жилых домов, крепостей и храмов. Это выглядело необычно, поскольку испанцы беспощадно разрушали все строения инков — в особенности, их храмы — чтобы истребить у покоренного населения память о еретическом идолопоклонстве и привить народу правильную католическую религию.

 

Каменные стены построек в Мачу Пичу сохранились, а крыши исчезли.

 

Целью экспедиции Бингхама было отыскать загадочную последнюю столицу Инков в изгнании — Вилькабамба, по всем данным, расположенную где-то в джунглях. Хотя Мачу Пичу находилась не в джунглях, а -совсем наоборот— в горах на высоте 2450 метров, в совершенно уединенном и труднодоступном месте, напористый ученый сумел убедить себя — а, заодно, и все научные авторитеты, — что Мачу Пичу и есть та самая потерянная Вилькабамба. Упорство Бингхама оказалось сильнее, чем его научные знания, — а также чем его научная этика, поскольку для доказательства своей теории ученому пришлось пожертвовать парочкой упрямых фактов. Но зато эта напористость впоследствии очень помогла ему избраться американским сенатором. Только через много лет, после смерти авторитета, версия Бингхама стала подвергаться критике, — и, в конце концов, была полностью опровергнута находкой действительной Вилькабамбы в Амазонских джунглях. Но если Мачу Пичу не была столицей инков в изгнании — чем же являлось для инков уединенное поселение в труднодоступных горах?

Для выяснения этой загадки мы и организовали свою собственную экспедицию по изучению Мачу Пичу. В целях экономии времени и необходимости сосредоточиться на главном, было решено подниматься к развалинам не по традиционной тропе инков (4 дня пути), а избрать более экзотический путь: поездом то поселка Аква Калиенте, а оттуда автобусом до цели путешествия.
Уже в автобусе по дороге в Мачу Пичу мы расшифровали происхождение названия поселения. Руины расположены напротив горного пика «Старая гора», или, на на языке инков Кечуа, Мачу Пичу. К сожалению, оригинальное название поселка не сохранилось.

Несколько минут пути пешком в гору от остановки автобуса — и перед глазами путешественников открывается совершенно удивительное зрелище: превосходно сохранившиеся каменные стены строений инков в небольшой долине на высоте 2450 метров, окруженные по периметру величественными пиками, горные хребты на дальнем плане, ослепительно голубое небо высоко в центре, и быстрая река далеко внизу в долине Урубамба — идеальное место для уединения с природой и проникновения величественным духом гор. А горы считались очень важным божеством в религии инков — не случайно огромный камень в Мачу Пичу в точности воспроизводит рельеф горы на заднем плане. В культуре инков и им предшествующих племен также считалось очень модным формировать черепа детей в форме величественных и особо уважаемых пиков. Например, eсли какое-либо племя жило напротив двуглавого вулкана, двугорбые черепа значительно повышали seх appeal местной индейской молодежи.

Поселок окружен знаменитыми террасами на склонах гор, которые традиционно использовались инками и им предшествующими цивилизациями для выращивания зерна и многочисленных сортов картофеля.

 

Сельскохозяйственные террасы:
Почва до сих пор плодоносит!

Императорский архитектурный стиль:
 камни обтесаны и точно подогнаны

Камень в Мачу Пичу
воспроизводит очертания гор

 

Вход в поселок был защищен открывающимися воротами на квази-блоках — продолговатых камнях округлой формы; цивилизация инков еще не изобрела колеса или попросту не внедрила колеса в стрoительстве, хотя и использовала их для детских игрушек. Здания были построены в знаменитом «императорском» стиле, внедренным императором Пачакутeком — основателем обширной империи инков. Каменные стены Мачу Пичу сложены из огромных камней, настолько точно обтесанными, что соседние глыбы идеально «подогнаны» друг к другу, так что цемент для скрепления камней не требовался. Такая техника не только придавала строениям величественный вид — но и повышала устойчивость зданий к частым землетрясениям, благодаря небольшим зазорам между соседними камнями в постройках.

Мачу Пичу полна загадок, которые нам предстояло разрешить: почему каменные стены были сохранены в первозданном виде, в то время как строения инков по всей стране были разрушены испанцами?; почему не сохранилась ни одна из крыш зданий (трудно представить, что инки жили в стенах под открытым небом, как эскимосы в юртах!); как появилась плодоносная почва на сельскохозяйственных террасах в горах на высоте 2450 метров?; какова была цель странного, отдельно стоящего камня Интичуатана с небольшим каменным столбиком на нем?; каково было назначение построек разных типов в поселке?; почему золото и другие сокровища никогда не были найдены в Мачу Пичу?; и главное, кто жил в этом странном труднодоступном поселке высоко в горах, отделенным от всех остальных городов империи инков непроходимыми горными тропами, и зачем он был построен? Мачу Пичу не могла быть крепостью-форпостом для защиты новых владений инков от местных покоренных племен— никто не жил в этих отдаленных горах; онa не моглa также быть перевалочным пунктом для военных или промышленных экспедиций — ни одна дорога не проходила через Мачу Пичу.

 

Как обычно, наша экспедиция добилась полного успеха в разрешении всех задач, и мы представляем уважаемым читателям наши ответы, в порядке очередности. Итак,

 

1) поселок был сохранен почти в первозданном виде, потому что испанцам не удалось добраться до Мачу Пичу — поселок был слишком удален от главного театра военных экспедиций испанцев, и о нем мало кто знал;

 

2) инки строили дома из камня, но для крыш использовали деревья и растения — поэтому крыши построек не сохранились. Только позднее, уже под влиянием испанцев, в последней столице инков Вилькабамбa инки внедрили черепицы для покрытия крыш;

 

3) плодоносную (до сих пор!) почву — как и деревья для крыш — инки доставляли из долины реки Урубамба на своих трудолюбивых ламах. Единственным утешением для бедных лам было ограничение веса поклажи 25 килограммами. Никто не знает, почему именно 25 кг считалось подходящим весом, но цифра оказалась настолько точной, что до сих пор используется ведущей Перуанской авиакомпанией LAN как лимит веса багажа на одного пассажира;

 

4) камень Интичуатана был горной обсерваторией инков, и использовался как точный индикатор даты двух равноденствий: в полдень 21 марта и 21 сентября солнце как бы «опирается» прямо на столбик, не отбрасывая тень — в это время инки проводили важные религиозные церемонии. Кроме того, камень Интичуатана определял время летнего солнцестоянием в южном полушарии. Астрономические знания инков были поистине удивительны для их времени; к сожалению, их военная технология находилась на уровне каменного века, а передовые достижения в астрономии были не слишком большим подспорьем для противостояния испанской военной машине;

 

5) никто в точности не знает предназначения построек разной архитектуры в небольшом городе, но, сравнивая их с постройками инков в других местах империи, можно определить, что среди них были дворцы для знати — скорее всего, для самого императора, религиозные храмы, обсерватории и жилые дома для простолюдинов и крестьян;

 

6) золото никогда не было обнаружено в Мачу Пичу, потому что, скорее всего, жители покинули город, узнав о вторжении испанцев, и унесли сокровища с собой.

 

7) Но кто же жил в Мачу Пичу, и для каких целей был построен этот город? Для тех из нас, кто был предыдущим или действующим Президентом США, — и даже для тех из нас, кто никогда не был президентом, но у кого была в прошлой или настоящей жизни личная дача — ответ на этот вопрос удивительно прост. Мачу Пичу для инкских императоров была тем, чем для Президентов Америки является Martha Vineyard — летней дачей, местом, куда можно удалиться на время, позабыть о насущных заботах, уединиться с величественной природой, предаться мыслям о возвышенном. Императоров сопровождали жены, высокопоставленные жрецы, элитные молодые девушки, избранные для служению богам инков, личная обслуга и другие лица, необходимые для полного и совершенного уединения. Крестьяне, по всей видимости, проживали и работали часть времени в своих деревнях, а остальную часть времени в Мачу Пичу, выплачивая свой налог государству. (В Империи инков налог выплачивался натуральной работой, что имело свои преимущества: во первых, инкам не надо было каждый год колдовать над сложной системой узелков на своих веревках, чтобы вовремя, не позднее Дня Солнечного Противостояния в Южном Полушарии, подготовить свою налоговую декларацию, а во-вторых, в Империи не было национальных дискуссий о различных уровнях налогообложения на доходы от выведения новых пород лам и на прибыль от производства знаменитых инкских вышивок). Мачу Пичу не было в полном смысле постоянным поселением — население привыкло к мобильности и, когда весть о незваных и опасных гостях пришла в Мачу Пичу — его временные жители покинули город, унеся с собой все ценности и тайну загадочного города в горах.

 

В целом, со своими задачами экспедиция справилась:

1. основные загадки истории империи инков были разгаданы;

2. золото было найдено — в женских отделах ювелирных магазинoв — и тут же приобретено для легального вывоза за пределы Инкской империи;

3. oтчет о нашем исследовании подготовлен и представлен на суд уважаемыx читателeй.

 

Александр Трегуб

Путешествия:
Куба, любовь моя...
Путешествие в Страну Громового Дракона
В поисках капитана Гранта. Путевые заметки по Патагонии
Афинский марафон, или Новые приключения аргонавтов
По следам цивилизации инков. Перуанские приключения

Юмор

Об авторе. Содержание раздела

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com