ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Татьяна ГОЦАК


Об авторе. Содержание раздела

Дневник наблюдений. Очерки о Египте

НАШЕСТВИЕ СЛАВЯНОК.
ПРОБЛЕМЫ МНОГОЖЕН(СТВА) В ЕГИПТЕ НЕТ

Хургаду называют «невестой Красного моря», но местных невест здесь немного. Хотя в Египте, как и в других странах, женщин по статистике больше, чем мужчин, «жемчужину Красного моря» всегда населяли в основном мужчины, приехавшие заработать денег в туризме и в торговле сувенирами.

В этом мужском городе с женским именем — Хургада — отлично налажен быт, которым занимаются исключительно мужчины: представители сильного пола убирают улицы и квартиры, стирают и утюжат белье в прачечных, подгоняют и штопают одежду в мастерских, работают поварами, продавцами, докторами, парикмахерами. Во всех без исключения сферах обслуживания трудятся преимущественно мужчины, на благо других мужчин. Персонал отелей на девяносто девять процентов состоит из мужчин. Тем же немногим египтянкам, которые все же живут и работают в Хургаде, очень сложно составить конкуренцию роскошным иностранкам, стайками, группками, парами, гуляющим по улочкам курортного города.

Туристки, приехавшие в Хургаду, искренне полагают, что интерес к ним египетских мужчин вызван исключительно отсутствием местных женщин, и ошибаются. Они даже не догадываются, что их «нашествие» существенно пошатнуло надежды на успешное замужество многих египтянок.

 Внешне иностранки в своих ультрасовременных и раскрепощенных нарядах выглядят гораздо привлекательнее завернутых в хиджаб египтянок. Общаться с иностранками местным мужчинам значительно приятнее и безопаснее: никаких особых усилий для знакомства прилагать не нужно и в случае разочарования можно капитулировать в любую минуту. Что полностью исключено в общении с египтянкой, так как на кону стоит честь девушки и всей ее семьи, в то время как в Европе про «девичью честь» уже давно и благополучно забыли, считая девственность скорее временным недостатком, чем достоинством.

К тому же, женитьба на египтянке требует немало сил и вложений: если у мужчины нет квартиры и средств для содержания собственной семьи, его персона в качестве жениха не станет рассматриваться ни одной приличной египетской семьей. А чтобы заработать средства на покупку жилья, среднестатистическому египетскому юноше нужно закончить университет, отслужить в армии, найти приличную работу, скопить денег... Вот и получается, что создание семьи для большинства египетской молодежи — недоступная роскошь. К тому же времени, как только мужчина наконец может похвастаться всеми необходимыми атрибутами завидного жениха, он задумывается над вопросом — стоит ли ему жениться вообще. Тем более, работая в курортном городе, таком как Хургада или Шарм.

Неудивительно, что с каждым годом все больше египетских мужчин поворачиваются спиной к «неприступным крепостям», скрывающим от любопытных глаз местных невест, и устремляются на покорение иных вершин, с которых призывно улыбаются заморские красавицы.

Но, заводя ничего не значащую интрижку или серьезные отношения с египтянином, все же стоит помнить, что собирательный образ иностранки, врезанный в голову египтян, как иероглифы в каменные стены древних храмов, далек от идеала — так как среди прилетающих луноликих фей попадается немало особ, лишенных элементарных моральных принципов. По какой-то нелепой случайности или закономерности именно русскоязычных туристок считают наиболее доступными. Причем не только в Египте. Из страны в страну местное население кричит «Russia — Наташа» вслед славянским красавицам, и я бы не советовала это воспринимать, как комплимент.

Милые барышни, флирт — флиртом, но зачем же лицом — в грязь, когда это лицо за границей — хотите вы того или нет — одновременно приобретает статус лица официального, и по вашему поведению судят не только о вас лично, но и обо всех женщинах России и дружественных стран бывшего Союза. Звучит банально, но факт. Да, вы — уедете, и, скорее всего, дома ваши бой-френды, женихи и мужья не узнают, познанием чего в действительности, вместо познания истории древней цивилизации, вы занимались на отдыхе. Но слава о «подвигах славных» останется! А кому нужна такая слава? И не надо говорить, мол, пусть арабы на себя посмотрят. Или напоминать мне, что мы живем в эпоху эмансипации, равенства полов и сексуальной революции. Я считаю, что даже в эпоху одноразовых отношений и стаканчиков, уважение к себе — стержень любой личности.

 

Правда, у каждой медали есть две стороны. А с другой стороны: славянки — умницы, красавицы и прекрасные жены. Что тоже неоспоримый факт. И пока многие египтянки, переступая порог тридцатилетия, как восемнадцатилетние девушки, все ждут и мечтают о появлении в их жизни сказочных принцев. Амиры крутят романы с чужеземными красавицами. Затем влюбляются, находя ту единственную, которая могла бы подойти на роль жены, и некоторые даже женятся. А если что-то в браке не складывается, так же легко расходятся, а потом начинают поиски новой кандидатуры на освободившееся место.

Запросы иностранок часто гораздо скромнее запросов местных девушек, многие из них могут выйти замуж просто из любопытства, по любви или глупости, что в сущности — одно и то же. А если серьезно, существуют и вполне разумные причины, почему славянки выбирают в спутники жизни арабских мужчин.

 Подавляющее большинство египтян абсолютно равнодушны к алкоголю, согласитесь, это существенное преимущество в выборе мужа. Кроме этого, практически каждый мусульманин с детства с молоком матери впитывает мысль, что добытчиком в семье должен быть мужчина, и при этом каждый второй действительно им является, что тоже немаловажно; еще, все без исключения египтяне — прекрасные сказочники, а какая девушка не любит слушать сказки, да еще если ей отведена пожизненная и эксклюзивная роль принцессы? Многие египтяне на словах, а некоторые и на деле, готовы взять на себя ответственность за семью, и, главное, все они поголовно обожают детей.

Согласитесь, этих аргументов вполне достаточно для того, чтобы влюбиться без памяти в симпатичного египтянина и даже выйти за него замуж.

 

 Неудивительно, что количество туристок, встретивших своего единственного на египетских курортах, растет с каждым днем, смешанных браков — соответственно тоже. А для каирских невест мечты о возвращении из Хургады разбогатевших женихов, навсегда остаются лишь мечтами, и более находчивые девушки переключают свои взгляды на каирских парней, пока угроза «нашествия иностранок» не нависла и над столицей Египта.

 

К сожалению, далеко не все смешанные браки в курортных городах складываются удачно, и многие девушки после провальной попытки замужества в депрессии возвращаются на Родину или на протяжении многих лет не перестают метаться между двумя странами, озлобленные «и на своих, и на чужих». Самое печальное, что в большинстве таких случаев проблема не в стране проживания и не в избраннике, а в самой девушке. От себя, от своей апатии, душевной пустоты и недовольства жизнью не убежать. Хочется жить в раю, тогда как минимум нужно постараться не создавать адские условия жизни себе и своим близким. Хотя бывает, что и под видом принца такое чудовище попадется, не дай Бог никому! Но чаще девушки сами виноваты в том, что брак не перерос в настоящую семью. Потому что относясь к египтянам свысока, не признавая их язык, культуру, презирая город, в котором живешь, невозможно чувствовать себя счастливой и дарить радость другим. Количество разбитых женских сердец и судеб, круто изменившихся после посещения египетских курортов, растет с каждым днем. К счастью, благополучные браки тоже случаются. Гуляя по пешеходной улице в Хургаде, Вы непременно встретите множество иностранок с колясками, в которых улыбаются милые черноглазые малыши.

Невероятно, но благодаря женам-иностранкам этот городок сегодня напоминает Советский Союз, Евросоюз, да что там, земной шар в миниатюре. Невесты прилетают в Хургаду со всего мира, изо всех стран, в которых есть хотя бы один международный аэропорт. Не удивляйтесь, если на побережье Красного моря вы случайно встретите смешанную супружескую пару, в которой жена — уроженка Швеции, Германии, Англии, Японии или любой другой страны, находящейся отсюда за тридевять земель. А в том, что вы встретите соотечественниц или девушек из стран СНГ, постоянно проживающих в Хургаде, у меня нет даже тени сомнения. Особенно впечатляет нашествие славянок, точнее россиянок! По последним данным в столице провинции Красное Море проживает почти десять тысяч россиян, большинство из которых представительницы прекрасного пола.

ПРОБЛЕМЫ МНОГОЖЕН(СТВА) В ЕГИПТЕ НЕТ...

Туристический автобус петлял по живописной дороге, отделявшей подсвеченные утренним солнцем оранжево-розоватые горы на западе от искрящихся волн Красного моря на востоке.

— Что вам еще рассказать, хабиби? — спросил в микрофон гид, в то время как мы лениво любовались пустынными пейзажами за окном.

— А расскажите нам о многоженстве! Современном! — попросила молодая девушка, воодушевленная историей экскурсовода о многочисленных женах и детях фараона Рамзеса Второго.

— Да! Точно! Пожалуйста! — мгновенно оживилась вся туристическая группа.

— Ахмед, а у тебя сколько жен? — выкрикнул кто-то особо любопытный.

Гид громко рассмеялся в микрофон.

— Знал, что зададите такой воброс! Еще не было у меня ни один грубба, который не интересовал бы вобросом многожен.

— Вопросом многоженства?

— Я и говорю, многожен Аллах разрешил, ботому что он очень заботится о женщинах...

Женская половина автобуса разразилась невообразимым хохотом:

— О женщинах??? Может, о мужчинах? — практически в унисон повторили все представительницы прекрасного пола.

— Нет, о женщинах, — невозмутимо продолжил Ахмед, — сейчас расскажу бочему, даже на конкретный бример. Вот был у меня один турист — русский. Бриехал в Хургада с женой отдыхать. Но так болучилось, что мужчина — бриехал на две недели, а жена — на одну только. Так вот он даже боехал в аэропорт с нами жену провожать. Я бодумал, какой хороший барень, как жена своя любит. А он — жена бровел, а в отель уезжать не хочет, остался со мной в аэроборта ждать брибытия новый грубба. Я сбрашиваю его: зачем, Басилий, остался, кубался бы себе в море вместо того, чтобы в аэроборту болдня торчать?

А он мне: бонимаешь, Ахмед, сегодня бодруга моя прилетает, любовница... ну в общем, ты бонимаешь.

Босмотрел я на него и стало мне обидно за ваших женщина. Бочему одна — жена? Вторая — любовница? Нехорошо!

Вот у нас можно: и первая — жена, и вторая тоже — жена! Мы, мусульмане, женщина очень уважаем! Словом любовница обижать не станем. У нас все просто: влюбился — женился, влюбился — женился!

— И так четыре раза, да? — продолжил мысль кто-то из туристов.

— Ну, можно и четыре! — согласился Ахмед, — Но таки герои я лично не видел!

— Ахмед, а ты женат?

— Я? Нет, пока. Жениться — это такая головная боля, — гид обхватил голову руками, — я думаю бока, выбираю! Не знаю, на русская девушка жениться или на егибтянка?

— Что тут думать, женись на двух, тебе же можно! Религия разрешает! — мгновенно разрешил проблему смышленый студент, внимательно следивший за ходом дискуссии.

— Нам бы так! — облизнулся полный лысоватый мужичок и запел: если б я был султан, я б имел трех жен и тройной красотой был бы окружен...

Но продолжить он не успел, так как гид попался, хорошо знакомый с советским кинематографом:

— Но с другой сторона бри таких дела, столько бед и забот, ах, сбаси, Алл*а*! — допел он, активно жестикулируя и пританцовывая, чем вызвал аплодисменты у большей половины группы.

Русский певец почесал лысину:

— Не надо о делах и заботах, Ахмед! Мы же на отдыхе! Давай, о хорошем поговорим! А многоженство — это хорошо! — добавил он и почему-то мечтательно сложил руки на груди.

 

Я подумала тогда: действительно, когда русский мужчина думает о Востоке, в голове сразу возникает дивная картинка: богатый пожилой араб или турок, разлегшись на подушках в роскошном дворце, покуривает кальян, а со всех сторон его окружают прекрасные черноглазые девы, развлекая пением, танцем живота и спешащие исполнить любой каприз благодетеля. У представительниц прекрасного пола России при слове многоженство в голове возникает картинка менее приятная: обрюзгший самодовольный тип, получивший в пожизненное рабство бедных затюканных женщин, эксплуатирует их безжалостнее, чем фараоны измывались над рабами при постройке древних храмов и гробниц. И пока супруг наслаждается жизнью, несчастные женщины, одетые в бесформенные робы и не имеющие даже права голоса, коротают свой век у плиты или в лучшем случае у телевизора, причем одного на всех.

На самом деле и одна, и вторая картинка далеки от действительности. Мужчин, у которых две жены, в Египте на сегодняшний день, по разным данным, всего лишь от 2 до 5%. А героев, женатых на трех-четырех женщинах одновременно, найти сегодня на египетских просторах не легче, чем мумию эпохи фараонов.

Ислам, действительно, допускает право мужчины на полигамный брак, однако отнюдь не поощряет и не призывает правоверных сыновей воспользоваться им. Многоженство — дело серьезное и разрешено по шариату неспроста, а учитывая целый ряд веских причин.

Бывает женщина бесплодна или больна — тогда мужчина может жениться во второй раз, при этом ему не нужно расставаться с первой супругой. Кроме этого, в периоды войн мужчины имеют обыкновение погибать тысячами, оставляя на произвол судьбы вдов и сирот, тогда выживший мужчина (на войне, а не из ума) может жениться на нескольких женщинах, чтобы помогать всем одновременно. Феномен мужчин «с большим сердцем» тоже учтен. Недостаточно мужчине одной женщины, что ж, пусть берет в жену еще одну, две или три. Но именно в жены! Вариант — «поматросил и бросил» — в Шариате не проходит. При этом ему не нужно бросать жен и детей от предыдущих браков. И теоретически, это может уберечь детей от потрясений, которые неизбежны при разводе родителей.

Большинство современных египетских мужчин в здравом уме и твердой памяти не стремятся к созданию более, чем одной семьи, понимая всю сложность ситуации, а также то, что многоженство таит в себе гораздо больше ответственности, нежели беспечности и наслаждения от общения с женами. Ведь мужчине, желающему иметь несколько жен, необходимо предоставить каждой из них отдельный дом или квартиру, а также перед Богом муж обязуется каждой супруге уделять равное внимание, время, дарить равноценные подарки и при этом приложить все усилия, чтобы любить каждую одинаково, что на практике выполнить практически невозможно. К тому же, как пел Никулин в известной песне: «А с другой стороны, тещи тоже три!» А теща, она, знаете ли, и в Африке теща! А три тещи — это уже целый суд присяжных заседателей!

Правда, стоит заметить, что еще двадцать-тридцать лет назад полигамные браки были довольно популярны среди египтян, особенно в сельской местности, где семьи с большим количеством детей всегда считались гордостью рода (а чем больше жен, тем больше детей).

Сегодня же популяция «султанов» практически на грани вымирания. Видимо, не от сладкой жизни мужчины все чаще предпочитают моногамные узы полигамным, даже на Востоке. Ответственность материальная и моральная за всех жен и детей, знаете ли, нелегкая ноша, и на самом деле многоженцам нужно было медали за отвагу выдавать, как матерям-героиням, и молоко за вредность, а не обвинять их во всех грехах мыслимых и немыслимых. А теперь поздно, никакой кунафой не заманишь египетскую молодежь в сети полигамных браков.

Многоженство — шаг серьезный, иногда в пропасть, кишащую бесконечными интригами жен, и далеко не каждый готов на него решиться. Кроме того, это нерентабельное предприятие. В наши дни египетские парни ломают голову над вопросом, как бы заработать на содержание хотя бы одной семьи. А это еще та головоломка. Жизнь дорожает с каждым днем, и сознательность молодежи тоже растет. Большинство молодых семей стремятся обеспечить достойное существование и образование своим детям в будущем, а на это тоже требуются немалые инвестиции. Поэтому не только полигамные браки становятся редкостью, но и семьи с большим количеством детей, даже в Египте. Современная городская египетская семья все больше напоминает западную.

А вот в египетских сериалах тема многоженства по-прежнему остается популярной. Причем, судя по сериалам, кротость и покладистость восточных женщин сильно преувеличена. Едва ли во всем Египте Вы встретите женщину, которая обрадовалась бы, если бы ее благоверный сообщил, что собирается жениться во второй раз. Сблизить первую и вторую жену может только... появление третьей, еще более молодой и красивой. Тогда первые две объединяются в своем горе и начинают дружить против третьей. В сериалах такой сюжет выглядит очень забавно.

А вот еще один оригинальный поворот сюжета, подсмотренный в египетском мыле: жену терзают сомнения в преданности и любви мужа. Она начинает следить за ним. Когда ей удается застукать супруга с другой женщиной, на гневную тираду жены: «Изменник, предатель, ненавижу! Как ты мог? Я тебя любила, верила, а ты ...» — муж, положив руку на сердце и преданно глядя своей половине в глаза, отвечает: «Дорогая, я ничего плохого не сделал, знакомься, это тоже моя жена».

 

Так что в идеале многоженство — благо для общества: и первая — жена, и вторая — жена, и мужчина — весь такой порядочный, прямо ангел во плоти.  Но на практике редкая женщина согласиться подвинуться и уступить немного места сопернице, разделив с ней свой законный статус супруги и имя — любимая. Да и вторая вряд ли захочет быть вечно второй, а не первой и фраза: «Жену и детей я не брошу! Но ты тоже можешь стать моей женой, будем жить все дружно и счастливо!» — вряд ли обрадует каждую последующую избранницу, за редким исключением. Что бы там ни говорили о статистике и о том, что женщин больше, чем мужчин, и многие женщины рискуют всю жизнь прожить в одиночестве, если не признают преимущества полигамных браков, почему-то мне кажется, что такую правду ни западные, ни даже восточные женщины в своем большинстве не признают никогда. И каждая из нас, чего бы ей это ни стоило,  обязательно встретит своего любимого мужчину, для которого станет единственной и неповторимой.  Чего и египетским женщинам желаю.

 

P.S. И все же, спросят наиболее эмансипированные читательницы, почему им, мужикам, можно, а нам нет? Дорогие мои, хочу вас успокоить, нам тоже можно. Ведь никто нам не запрещает: выйти замуж — развестись, сыграть свадьбу со вторым — развестись, расписаться с третьим — развестись, женить на себе четвертого... и так до установления рекорда, если есть силы и желание.

А одновременно четыре мужа? Оно вам надо, своими руками такой хомут себе на шею? Это же женщине придется полжизни ходить беременной, а всю вторую половину —  кормящей матерью. И это в лучшем случае, если предположить, что мужья возьмут на себя все заботы о доме и возложат на свои мужественные плечи уборку, стирку, глажку, готовку, ну и зарабатывание денег, естественно. Что маловероятно. А еще каждому ребенку на вопрос: кто мой папа? — придется отвечать: выбирай любого из четырех! Или давать ребенку сразу четыре отчества, чтобы не разориться на генетических экспертизах. Так что, дорогие женщины, давайте вздохнем с облегчением и возрадуемся тому, что многомужество нам не светит. И многоженство, кстати, нашим мужьям тоже. Пусть и не надеются. Госдума никогда такой законопроект не примет, и Верховна Рада тоже. А девушкам, оставшимся жить в Египте, тоже особо переживать не стоит. Потому как проблемы многоженства в Египте, на мой взгляд, нет.

Очерки 2007 – 2010
Вот такая головоломка —  В Хургаде луна улыбаетсяЭссе зеленое, предновогоднее
МамаСтрасти по футболу — Нашествие славянок. Проблемы многожен(ства) в Египте нет
Альтернативная экскурсия по КаируКруиз по Нилу во сне и наяву, или Главное чудо Египта
«Как вы лодку назовете»... Учим русский язык по вывескам Хургады

Новые очерки

Дневник наблюдений. Очерки о Египте — Рассказы Наши мультиглотикиПьесыКирпичикиФотоальбом

Об авторе. Содержание раздела

Как получить премиум танк бесплатно!

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com