ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Евгений СУХАРЕВ


ЭССЕ

ПОЭТ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
(Федор Тютчев)

...Наверное, правы те, кто открывает Тютчева в зрелом и даже в пожилом возрасте. Юноши и девицы, ищущие у него школьно-хрестоматийного продолжения «грозы в начале мая», ужасно теряются, находя, например, такое:

 

Весь день она лежала в забытьи,

И всю ее уж тени покрывали...

 

Это строчки из стихотворения памяти Е. А. Денисьевой — главной и трагичнейшей любви поэта. Будучи женатым, занимая один из видных постов в российской дипломатической и правительственной иерархии, Тютчев остро переживал душевную раздвоенность и замкнутость. С одной стороны, дом и свет, придворно-чиновничья служба, а с другой — многолетняя, слишком определенная в своей неопределенности, изнуряющая и все же счастливая любовь и почти богемная жизнь петербургского литератора...

Впрочем, что такое душевная раздвоенность, Тютчев узнал рано. Вся переписка, дневниковые записи и даже изустная речь велись им по-французски: дипломат все-таки. И только в стихах он был исконно русским, только в стихах — сокровенном своем таинстве — Тютчев был свободным волеизъявителем.

 

...Мне трудно представить Тютчева юношей, молодым, познающим жизнь мужчиной. В двадцать лет он понял о себе и мире то, что достигается другими к старости. Вот-вот, к старости. Потому-то одно из первых зрелых стихотворений его, «Могила Наполеона», заканчивается словами о чуждой всему тени «на бреге диком». Не только дань романтизму Пушкина-юноши, но и трезвое прощание с предшествующей эпохой...

Такое же чувство раздвоенности «испытывает» у Тютчева живая природа. Одушевив и овеществив ее, поэт дал ей человеческие, свои черты. Природа в тютчевских стихах живет как лирический автопортрет, как смотрящий на нас с фотографии, в полупрофиль, старец — в почти наглухо застегнутом статском мундире, почти неподвижный — но какое живое у него при этом лицо!.. Тютчев, принявший олимпийскую пушкинскую надмирность, драматическую сумрачную предметность Баратынского, преодолел «чистую лирику» Золотого века и вплотную подошел к великой русской прозе, верней, к поэтике Толстого и Достоевского. Всякий раз, перечитывая именно такого Тютчева, я волнуюсь — до перехвата горла.

 

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

 

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело.

 

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!..

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

 

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени,

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

 

Кажется, это Дмитрий Нехлюдов молчаливо следит за вычеркивающей его из своей жизни Катюшей...

От этих тютчевских строк уже совсем близко — через Толстого и Достоевского — до ахматовского «Нечета» и цветаевского «Вчера еще в глаза глядел»...

Нет, все-таки Федор Тютчев — не для юнцов с еле пробивающимися студенческими усиками и влюбленных гимназисток. Да и Лев Николаевич с Достоевским — что гимназистки могут понять в трудной нашей литературе? В великом нашем сумбуре, из которого и есть лишь один выход: читать их, Тютчева, Толстого и Достоевского. Не надеясь на школьные программы, выпускные сочинения и количество запятых в сложноподчиненном предложении...

6 декабря 2003г.

Харьков.

«Возраст Луны» (заметки об Илье Тюрине)

«Поэт для взрослых» (Федор Тютчев)

«Свидетель гибели Вселенной» (Александр Блок)

Стихи Е.Сухарева

Батарея алюминиевая для отопления

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com