ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Георгий СТЕНКИН


 

ЭТНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ

 

Оказалось, что, по мнению учёных, национальность, как термин или как понятие, давно уже не существует.

Недаром в большинстве стран в документах, удостоверяющих личность, не существует даже такая графа — национальность.

Есть много теорий, по которым чистота нации давно уже не выражает ту суть, которую означает. Поэтому называться украинцем, или немцем, может в принципе любой, у кого есть хоть немного в крови от этих наций.

Конечно, есть страны, в которых этому вопросу придаётся большое значение. Например — Германия. Вопросы гражданства там решаются в основном на уровне происхождения. Есть немецкая кровь — немец. Нет — не немец. И ещё, только по мужской линии. Довольно строго. Очень сильны традиции, в этом смысле. Родословные почти в каждой семье. Генеалогические деревья. И везде — очень важно. Отец — немец, мать — немка, значит и сын — немец.

В Израиле — наоборот. Всё — по материнской линии. Мать — еврейка, значит и дети — евреи.

Но даже и у них вопрос о национальности, всплывает очень редко. Конечно, в этом во всём ещё участвует и религия.

И история говорит нам как раз об обратном.

Конечно, я выбрал неудачные примеры.

Но, может быть, именно этот неудачный исторический опыт и привёл эти страны к более лояльным отношениям с национальностью.

 

Сегодня в цивилизованных и развитых странах понятие национальность — совсем не афишируется.

 

Есть такое понятие — этнос.

И сейчас мы можем говорить только о нём.

Русский этнос. Что это такое?

 

Это, конечно люди, которые по крови являются русскими. А если мама — украинка, а папа — русский, то ребёнок кто? Украинец или русский?

Можно пойти ещё дальше.

Да, оба родителя — русские. В паспорте написано. Но у одного — папа был русским, а мама — немкой. И в паспорте написали — русский.

А он уже не русский.

И таких вариантов можно придумать множество.

 

Само понятие этнос подразумевает язык. Культура, традиции. Но прежде всего — язык. Ребёнок первые слова говорит на русском, потому, что слышит в семье в основном русскую речь. Он вырастает в типичного представителя русского этноса.

А родители у него — молдаване. Просто в их родительских семьях говорили на русском — и они, в основном говорят на русском. Хотя и умеют на молдавском. Может их первые слова и были на молдавском языке. А вот ребёнок — так получилось, стал русским.

Смешно? Странно?

Но это — жизнь.

Конечно, этот ребёнок выучит молдавский язык. И ещё английский, например.

Проживёт в Англии лет десять. Не будет слышать ни русского, ни молдавского — и начнёт даже думать по-английски. Англичанин? Да. И нет.

 

Всё относительно. И эти теории: — этнос или национальность? Русский — по отцу? Еврей — по воспитанию? Кореец — по строению черепа? Казах — по материнскому языку?

 

Довольно глупо — пытаться применить одни рамки, для всех.

От Вавилонской башни и до сегодняшней — глобализации. Это сделать практически невозможно.

Можно быть сторонником одной теории, и даже сделать её законом. Как в Германии. А можно придумать гражданство не по национальному признаку — как в США.

Каждый волен решать так, как ему заблагорассудится.

 

Поэтому.

Будем закругляться.

 

Понятие этноса — это может быть только тем, чем человек сам себя ощущает. Или хочет ощущать. Или его вынуждает ощущать ситуация.

Называешь себя русским — и сразу находишь тысячу причин, почему ты именно русский. Папа, язык, культура, в паспорте — опять же написано.

Но если человек называет себя русским. Или считает себя русским. Или доказывает всем остальным — что он русский.

И при всём при этом — живёт в России. Мотивы его — нельзя оценить только как положительные. Что-то у него в голове есть от шовиниста. Это точно.

А вот если человек в третьем поколении — француз. И выясняется, что корни-то русские. И учит русский язык. Но живёт в Бельгии. А заявляет всем окружающим: я — русский.

Тут, конечно позитива больше. Но тоже не всё чисто.

 

Всё меряют — наши цели.

Для чего этим двоим всё это нужно. Россиянину и бельгийцу.

 

И вот она — причина этнических войн. Националистических идей и шовинизма.

Та же самая, что и у расизма.

Есть цель — средства всегда найдутся.

 

Наш россиянин устал от засилья дешёвой рабочей силы из южных регионов. И выдвигает лозунг: Россия — для русских.

А наш бельгиец стремится примкнуть к великой Русской культуре. И объявляет себя потомком русских бояр.

 

Цели у них разные. А средства — одинаковые.

Доказать свою правоту.

 

Как это глупо.

 

Придаёт тебе больше уверенности, что ты — потомок викингов? Получай удовольствие. Но зачем всех-то в этом убеждать?

Раздражает тебя китайская культура, и китайские кварталы — найди себе место, где нет китайцев. Или почитай древние китайские трактаты. Соседи-то твои здесь — при чём?

 

Учитесь распознавать цели. И будет легче жить.

 

Георгий Стенкин

Октябрь 2006

На основе материала из романа «Школа, как это было...»

Об авторе. «Как стать мужчиной». «Дверь в прошлое»

«Что такое метафора?..» «Кто такой — Писатель?»

«Есть ли смысл склеивать разбитую лодку?»

«Сидела как-то ЖАБА, или Как вести себя в «загранице»?

«Этнические войны».

«Девичник»

Альманах 1-07. «Смотрите, кто пришел». Е-книга  в формате PDF в виде zip-архива. Объем 1,4 Мб.

Загрузить!

Всего загрузок:

http://massiv-bataisk.ru/ мебель из ценных пород дерева.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com