ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Андрей ШИТЯКОВ


ХАТШЕПСУТ — ВЕЛИЧАЙШАЯ ЖЕНЩИНА НА ТРОНЕ ЕГИПТА

Женщины на древних тронах

Правительница Хатшепсут — уникальный даже для Древнего Мира прецедент, — взошедшая на трон, как фараон-мужчина, прославилась в веках. Её имя можно поставить в один ряд с такими величайшими фараонами, как Нармер, Джосер, Яхмес Первый, её преемник — Тутмес Третий, Рамсес Великий, Мернепта, Нехо Второй, Анхшеншонк Второй и Птолемей Второй Отважный.

История древнеегипетской цивилизации знает множество примеров женщин — Священных правительниц — от Нитокрис, правившей на закате Древнего Царства более чётырёх тысячелетий назад, до Клеопатры, со смертью которой Древний Египет навсегда сошёл с исторической сцены, за тридцать лет до Рождества Христова. Но ни одна из шести Священных правительниц Египта не добивалась абсолютной власти, которой обладали не все фараоны, ни при одной из них Египет не возвышался и не процветал так, как при Хатшепсут. Она, бесспорно, была самой величайшей женщиной-правительницей в истории величайшей цивилизации.

Но всё же, чем объяснялось наличие, за двухтысячелетний период, шести полновластных Священных правительниц Великой страны Та-Кем*, если в этот же период, во всём Древнем мире известна лишь одна полновластная царица Вавилона Семирамида, причём многие историки считают её правление марионеточным, а некоторые и вовсе — недостоверной легендой. Почему не менее древняя, чем Династический Египет, Индия, и поздние Хатти (несмотря на традиции матриархата у хеттов), Финикия, Эллада, Персия, Рим не знали женщин на троне? Отчасти это было вызвано тем, что в культуре и религиозной традиции Древнего Египта, в отличие от других известных культур Древнего мира, античности и, тем более, средневековья, миропорядок Маат — основной закон мироздания древнеегипетской космогонической и этической концепции — предполагал относительное, но всё же равенство между мужчиной и женщиной. В шумеро-аккадской или ассиро-вавилонской цивилизациях предел социального статуса женщины — быть Верховной жрицей Иштар — богини любви, но уже в Элладе женским божествам, включая богинь любви и плодородия — Афродиту и Деметру, служили жрецы-мужчины. А в управленческой структуре Древнего мира повсюду, кроме Египта, женщинам и вовсе не было места. В Древнем Египте же аристократки становились не только жрицами женских божеств, но и чиновниками — в истории Древнего Египта немало женщин-номархов (правителей номов — областей Египта), писцами, учителями, послами в других странах. Единственными сферами сакральной и политической жизни, куда древние египтянки не допускались, были, естественно, армия — по понятным причинам, — и медицина. Медицина — исключительно потому, что покровителем врачевателей был «мужской» бог Анубис, и лекари были его жрецами, так как в древности любое лечение — травами, минералами, путём хирургического вмешательства — без сакрального знания считалось бесполезным и даже опасным для больного, ибо исцеление должен был одобрить сам Анубис.

Говоря о равенстве мужчин и женщин в Древнем Египте, следует развеять миф об общепринятой традиции многожёнства. Об этом свидетельствуют так называемые «поучениям писцов» — это целый ряд письменных артефактов, собственно говоря, представляющих из себя «классные работы» учеников древнеегипетских школ. Поскольку в Древнем Египте грамотность была очень широко распространена, а к написанному слову относились трепетно, все папирусы, написанные человеком с самого детства, после его смерти собирались и укладывались в гробницу. А чтобы совмещать обучение с воспитанием, писцы-учителя диктовали (или заставляли копировать) тексты, содержащие преимущественно моральные поучения.

Так вот, согласно этим текстам, полигамия не приветствовались. То, что у фараонов было много наложниц и даже не одна жена, — отнюдь не означало, что власть имущим всё разрешено, как, кстати, и сейчас, повторные браки фараонов часто диктовались внешнеполитической (для скрепления альянса держав) или внутреннеполитической (династической или же для получения поддержки жреческой или армейской аристократии) необходимостью. Приводимый часто пример «главного многожёнца Египта» — Рамсеса Великого — говорит не о похоти, а о подчинении требованиям политики. Рамсеса обвиняют в том, что его жёнами были даже четверо его дочерей. Это следует толковать в пользу Рамсеса как политика — таким образом он повышал статус дочерей в обществе, добавляя к титулу царской дочери титул жены фараона, и многих своих титулованных жён-дочерей после выдавал за наследных принцев соседних стран и Месопотамии. Не исключение и женитьба Рамсеса на хеттской царевне, дочери вассального царя Хатти Хаттусили Третьего, после гибели Священной супруги Рамсеса, нежно любимой им Нефертари. Несмотря на то, что Рамсес влюбился в царевну хеттов и она родила фараону сына и дочь, тем не менее, хеттская принцесса де-факто была заложницей и гарантией лояльности Хаттусили. Но это — политическая необходимость, а «поучения писцов» однозначно говорят о традиции моногамии, цитата из «поучений»: «Сущие Вечно (т.е. боги) положили иметь одну жену, как Геб, Осирис, Сет, Гор и Анубис имели по одной жене. Суть праведные люди имеют одну жену, посмотрите: жрец и жрица, землевладелец и его супруга. Но некоторые богатые люди, помимо Священной супруги, заводят множество наложниц, что не угодно богам». То есть нравственным в Египте считался всё-таки моногамный брак.

Но на Верховную власть над Египтом правительница, начиная с Нитокрис, могла претендовать только при строго определённых обстоятельствах: в случае, если Священная супруга переживала фараона, а фараон не оставлял наследников мужского пола. Тогда правительница получала титул Священной, что было почти аналогично титулу фараона, и становилась полновластной царицей Египта. В случае же, если умерший фараон оставлял наследников мужского пола младше девяти лет, вдовствующая царица получала статус правительницы-регента, что также давало ей абсолютную власть, однако в отличие от первого случая — не пожизненную, а до достижения наследником, титуловавшимся Юным правителем, двенадцатилетнего возраста. Когда происходила его интронация, наследник объявлялся фараоном, а вдовствующая правительница, потеряв свой статус, буквально выдавливалась окружением нового фараона — советниками, Верховными жрецами и военачальниками.

Следует, однако, отметить, ибо это позволяет нам высота истории, что властвование всех Священных правительниц Египта, начиная Нитокрис и заканчивая Клеопатрой, почти всегда имело трагический финал для самой царицы, либо несло негативные последствия для страны, а часто сочеталось и первое и второе.

Нитокрис правила без переворотов и мятежей пять лет и умерла своей смертью. Но с её смертью в Египте начался хаос: ближайшие родственники покойного фараона — жреческая, административная и военная верхушка — начали рвать друг другу глотки за величайший в мире трон, в связи с чем Древнее Царство ушло в небытие, и начался тяжёлый для страны так называемый Первый Переходный период, длившийся полтора века, за которые сменились целых три династии и 14 фараонов.

Священная правительница Нефрусебек, взошла на престол тремя столетиями позже. Верховная жрица и воительница (исключение даже для Древнего Египта), она совершила победоносный поход в землю Куш (Нубию). Нефрусебек объединила со своей Верховной ещё и административную (она была одним из двенадцати номархов, ещё до вступления в брак с фараоном Аменемхетом), сакральную и военную власть, пользовалась безусловной поддержкой всего Египта. Она взошла на престол как регент, но наследник умер до своего совершеннолетия, по древнеегипетским меркам. Взяв в мужья одного из номархов (опять же, чтобы укрепить власть), она опротестовала право младшего наследника на престол и была поддержана армией, жречеством, региональной аристократией и всем народом, получив абсолютную власть. Однако и это не спасло её — Нефрусебек была убита на охоте наёмником своего мужа, возжелавшего стать фараоном — не больше не меньше Живым Богом — воплощением Хора на земле и сыном Амона Ра — соблазн слишком велик... Священная правительница Нефрусебек правила чуть более четырёх лет...

Гибель Нефрусебек обернулась для Египта гражданской войной: новому фараону — её мужу и убийце — противопоставили наследника, власть которого правительница оспорила сама. Начался Второй переходный период — самый драматичный, если не сказать — катастрофический период в истории величайшей цивилизации древности, продлившийся два с половиной века. За гражданской войной пошла волна переворотов, так как власть фараонов потеряла династическую легитимность, закончившуюся новой гражданской войной, расколовшей Египет на два государства — Верхние и Нижние Земли. Великая золотая Двойная Корона Хора** Нармера, с изображением сокола — символа Верхнего Египта, и кобры — символа Нижних Земель, создавшего более пяти тысяч лет назад из двух — путём войн, дипломатии и династического брака — единое государство, по образу легендарного государства Усера (Осириса) и Хора, Двойная Корона разбилась об амбиции Великой царицы. Вскоре Египет вновь стал единым, но силы государства были подорваны — через три десятилетия пришли кочевники гиксы, захватившие большую часть Нижнего Египта. Гиксы основали в Дельте своё государство со столицей — Аварисом, надругавшись над Сфинксом и Великими Пирамидами, сжигая на кострах мумии Великого Джосера, Ху-Фу и Хафра, На их изгнание ушло почти столетие. Только Яхмос Первый — родоначальник Нового Царства и Восемнадцатой династии (к которой принадлежала и Хатшепсут) разбил армии гиксов, сокрушил Аварис и истребил кочевников.

Нефертити, считающаяся красивейшей из женщин, живших когда-либо на Земле, помня опыт мудрой Хатшепсут, после свержения её мужа фараона Эхнатона объявила себя и Женой Бога (титул, изобретённый Нефрусебек) и фараоном, взойдя на трон под мужским именем Семнехкара. Она была уличена в лояльности свергнутому мужу (по данным многих историков Эхнатон и Нефертити пережили всех своих детей) и свергнута менее чем через год.

Но трагичнее всех судьба их совместной дочери — Священной правительницы Анхесепаатон, взошедшей на трон после смерти мужа и брата по отцу Тутанхамона. Всего лишь за полгода своего правления она проявила себя тонким дипломатом и мастером политических интриг, но не смогла переиграть циничного царедворца Эйе, свергнувшего поочерёдно её родителей, а, затем отравившего Тутанхамона — мужа и брата Анхесепаатон. Она была убита по приказу Эйе в отсутствие Верховного Военачальника — Хоренхеба, верно служившего ещё Эхнатону, сокрушая хеттов на севере и нубийцев на юге, пока фараон не переключил всё своё внимание на внутренние реформы, абсолютно не заботясь о границах империи. Наёмники Эйе убили жениха Анхесепаатон — хеттского царевича, за которого юная, но мудрая правительница решила выйти замуж, заручившись ещё и военной, и политической поддержкой царства Хатти. Узнав о смерти сына, хеттский царь пошел на Египет войной, в результате чего Хоренхеб покинул столицу, а значит — охраняемую им Священную правительницу. Великий полководец разбил хеттов, но когда Хоренхеб вернулся, правительница была уже погребена, а Эйе успел объявить себя её супругом и стал фараоном. Вероятно, Египет вновь был бы ввергнут в хаос, если бы не Хоренхеб. На ослабевшую державу напали хетты и ливийцы, но Хоренхеб разгромил их, а, вернувшись с победой, по одной из версий, убил Эйе — заговорщика и цареубийцу. По более популярной версии старый интриган умер своей смертью, повластвовав всего 4 года, но всё равно — Хоренхеб — прямой потомок Великого Тутмеса Третьего (Мудрого, или Воителя) воссел на трон, как представитель Восемнадцатой и основатель Девятнадцатой Династии — Великой Династии Рамсессидов.

Клеопатра, в руках которой уже почти была величайшая в истории человечества сверхимперия, ради удержания власти даже отравила пятилетнего брата, но в итоге — окончательно погубила Египет.

Единственная полновластная не египетская царица Вавилона Семирами, если не принимать в расчёт сомнение некоторых учёных в её существовании, погибла в бою, защищая горящий город: по одной версии — от меча сына, желавшего захватить престол при помощи египтян, по другой — оттесняя от горящего города египетские войска, бросилась на коне на колесницу фараона Шеншонка Второго и погибла от его пики. После непродолжительного периода усобиц Вавилон пережил столь же непродолжительный период расцвета. Но, спустя сто — сто двадцать лет после гибели Семирами, Вавилон захватили персы, и одна из древнейших цивилизаций, наследница Ура, Шумера и Аккада, навсегда сошла с исторической сцены.

И только сама Хатшепсут составила исключение из этого довольно печального списка.

 

Восхождение

В 1525 году до нашей эры умирает Тутмес Второй — четвёртый фараон Восемнадцатой династии, наследник славы Яхмоса — освободителя Египта и созидателя империи. Умирает, оставив двух дочерей от своей единокровной сестры и Священной супруги — правительницы Хатшепсут, и восьмилетнего сына Тутмеса — наследника, сразу же после погребения и траура, вопреки традиции, требующей достижения наследником двенадцатилетнего возраста, наречённого фараоном Тутмесом Третьим. При этом, по официальным источникам времени правления Хатшепсут (а также времени правления Тутмеса Третьего), наследник — побочный сын от наложницы Исиды, не имеющей отношения к Восемнадцатой династии. Хатшепсут, не препятствуя ранней коронации Тутмеса, ибо фактически правит страной, всё же добивается неположенного ей при малолетнем, но уже интронированном фараоне титула — правительницы-регента. Скорее всего, имела место борьба партий, в результате чего сошлись на компромиссном варианте — малолетнего Тутмеса объявляют фараоном, а вдовствующую Хатшепсут — правительницей-регентом.

До трагедий Нефертити, Анхесепаатон, — еще столетия, до Клеопатры полтора тысячелетия, но Хатшепссут хватает примеров Нитокрис и Нефрусебек. Почтеннейшая — так переводилось имя Хатшепсут — позаимствовала у своих предшественниц на троне Великой страны Та-Кем и положительный, и отрицательный опыт.

Прежде всего она делает вывод, отчего положение на троне двух предшествующих Священных правительниц было столь шатким. После смерти фараона и в случае отсутствия наследника, право вдовы владыки Египта на абсолютную власть формально не оспаривается, но... Священная правительница неизбежно оказывается зажатой в тисках придворных интриг со стороны ближайших родственников покойного фараона — его родных и двоюродных братьев, назначенных Верховными жрецами и военачальниками. Каждый из них хочет власти, а путь к ней лежит через женитьбу на правительнице. Если она отказывает всем, враждующие представители царской семьи объединяются, все — против одной. Если правительница соглашается и принимает предложение одного, то настраивает против себя остальных, становясь и для собственного мужа помехой на пути к абсолютной власти.

Она не стала повторять ошибку Нефрусебек, не выйдя замуж повторно. Хотя в принципе Хатшепсут имела на это решение значительно больше прав, да и грозило ей это меньшими последствиями — ибо Нефрусебек была просто вдовствующей правительницей-регентом, происходящей из знатного аристократического рода, но не из царской семьи. Хатшепсут же, как и её покойный царственный супруг и брат, была не просто из царской семьи, она была дочерью Тутмеса Первого, его наследницей, следовательно, её супруг, решись она выйти замуж, мог бы и не приобрести титула Соправителя! Тем не менее, Хатшепсут решает, что создавать самой ещё одного претендента на Трон ей не следует, хотя и риск невелик. Вместе с тем она, по примеру Нефрусебек, производит пышную церемонию, в результате которой приобретает титул Жены бога. В отличие от Нефрусебек, Хатшепсут объявляет себя Женой бога уже после смерти супруга-фараона — казалось бы, неслыханно, но происхождение правительницы позволяет ей это.

Получив необходимый ей статус, Хатшепсут заручается поддержкой жречества. И она делает следующий шаг — на третьем году правления, практически без сопротивления жречества, скорее при его поддержке, против армии (опять же, играет роль её происхождение), она объявляет себя дочерью бога Амона-Ра.

Согласно древнеегипетской мифорелигиозной традиции, в особенности получившей развитие в Восемнадцатой и более поздних династиях, в момент зачатия наследника, которому в будущем суждено стать фараоном, сам бог Тайного Извечного Солнца — Амон принимает облик фараона, или же (в разных текстах и трактовках) вселяется в его тело и приходит к супруге. «Хатшепсут должно быть имя моей дочери (долженствующей родиться)... Она будет прекрасной царицей надо всей этой страной», — произносит величайший из богов Египта Амон-Ра при расставании с царицей Яхмес — так записано на стеле храма Амона в Дейр-эль-Бахри. Древнеегипетскую традицию она не нарушает, хотя, ранее, этот мифопоэтический образ использовался лишь в отношении наследников мужского пола, но и «тихий переворот» четвёртого года правления Хатшепсут уже подготовлен. Она — правительница-регент, Жена Бога и Дочь Солнца. И вот — наступает момент кульминации — момент, которого никто не ожидал, за исключением части высшего жречества, поддерживающего Хатшепсут. Двенадцатилетнего Тутмеса Третьего готовятся лишить титула фараона, переведя в статус наследника и Юного правителя, а Хатшепсут рассчитывают объявить Священной правительницей, к тому же имеющей титулы Жены бога и Дочери Амона-Ра. Но мудрая царица понимает, что и со статусом Священной правительницы, и несмотря на её титулы, она останется всего лишь женщиной на троне, желанной добычей высшей египетской знати, а значит, ей придётся принимать решение — идти по пути Нитокрис, лишаясь реальной власти, делясь с многочисленными советниками — представителями царской семьи из жречества и генералитета, — или идти по пути Нефрусебек: получить всё, но и рисковать всем, в том числе — жизнью. И Хатшепсут разыгрывает свою козырную карту, делая то, чего никто не ожидал. Дело в том, что ещё при Тутмесе Первом ей было дано мужское тронное имя Мааткара — Истина — дух Солнца. Вопреки ожиданиям даже своих сторонников, она объявляет себя не Священной правительницей с высочайшими сакральными титулами, она отказывается от них и объявляет себя фараоном Мааткара! И изумлённым жрецам ничего не остаётся, кроме того, как увенчать голову Хатшепсут не Короной Священной правительницы и пекторалью Жены Бога, а Двойной Короной Фараона Египта! Вся полнота власти сильнейшего в то время в мире государства сосредотачивается в руках одной женщины. Теперь власть Хатшепсут пожизненна, а родственники Тутмеса Второго не могут претендовать на её руку и статус Соправителя. Женщина-фараон обезоруживает всех своих врагов. Тутмес Третий, между тем, остаётся единственным полноправным наследником. После её смерти произойдёт легитимная смена власти, Хатшепсут заботится не только о себе но и о стране — Тутмес Третий спокойно взойдёт на Трон, и не будет многочисленных претендентов, воюющих тайно или явно друг с другом, приводя Египет к катастрофе, как было после Нитокрис и Нефрусебек. Но постепенно взрослеющий и отстранённый от власти наследник — талантливый полководец, учёный и политик Тутмес Третий — станет её злейшим врагом, армия и жречество с административной аристократией войдут в непрекращающийся десятилетний конфликт.

Но это будет после, а пока Хатшепсут одержала блестящую победу, добившись власти, какой не было ни у одной женщины ни до, не после неё, включая английских королев и русских императриц 17-19-х веков. Победу, открывшую Хатшепсут путь к созиданию.

________________________

* Та-Кем — древнейшее самоназвание Египта.

** Хор — во время Додинастического периода и Раннего Царства, имя бога Хора являлась обязательным титулом, присовокупляемым к имени фараона. В начале Древнего Царства, эта традиция ещё продолжалась, но через 2-3 века угасла из-за смены «Номовых династий», так как в каждом номе более всего посчитался один из богов, династии фараонов из разных номов «переписывали» мифологию, меняя верховенство богов. В последующие периоды фараоны имели в своём имени имя династического бога-покровителя, считаясь воплощениями Хора и Сынами Амона (или Атума) Ра.

......................................................................

 1    2    3

«Хатшепсут» — «Крылья Демона. (М.Ю.Лермонтов)»«Антуан де Сент-Экзюпери» — «Фрэнсис Скотт Фицджеральд»«Клеопатра»«Наполеон»

СтихиХуд. прозаРецензии

«Избранные эссе-3». Электронная книга  в формате PDF в виде zip-архива. Объем 1200 Кб.

Загрузить

Всего загрузок:

Очерки «“Моби Дику” — 150 лет», «К 60-летию Константина Васильева» — в сб-ке «Избранные эссе». Е-книга  в формате PDF. Объем 1440 Кб.

Загрузить!

Всего загрузок:

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com