ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Ирина РИМАРЕВА


Об авторе. Содержание раздела

УПРАВЛЯЕМОСТЬ — СПОСОБНОСТЬ К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

«Самосовершенствование, по идее, может заключаться только в том, что человек становится в истинное отношение к бытию, находящемуся в нем и вне его. Свою естественную принадлежность к бытию человек хочет сделать внутренней, духовной, а свое пассивное и активное отношение к вещам хочет определять своим участием в этом бытии.»

А. Швейцер

 

Человек — существо социальное. Он немыслим вне социума, вне общественного, как впрочем, и общественное немыслимо вне человека. Уже собственное бытие человека есть форма созидания общества.

 

Каждый человек может внести свой вклад в созидание общества двумя способами:

1.воспроизводством потомства (биологической компонентой существования);

2.качеством собственного бытия (компонентой социальной, неразрывно связанной с познавательной деятельностью индивида).

 

«Объясняя различные фрагменты мира, наука не вправе игнорировать значимость «феномена человека», включенность «человеческого мира» в общую картину реальности, не может абстрагироваться от факта существования исследователя, особенностей процесса познания»[1,21].

 

Социум не есть нечто застывшее, он динамичен. Человек — источник движения общественного посредством своей деятельности. Как пишет А. Швейцер: «Всякое истинное познание — переходит в переживание. Я не познаю сущность явлений, но я постигаю их по аналогии с волей к жизни, заложенной во мне. Таким образом, знание о мире становится моим переживанием мира. Познание, ставшее переживанием, не превращает меня по отношению к миру в чисто познающий субъект, но возбуждает во мне ощущение внутренней связи с ним» [2,476].

 

Человек живет, переживая, переживая, он познает, а познавая, преобразует себя и мир, в котором он обретается. Таким образом, деятельность человека всегда направлена на преобразование себя и социальной системы, в которую он включен. Организм человека обладает специфической структурно-функциональной организацией с иерархией управляющих систем. Так же как и человеческий организм, общество представляет собой иерархию систем. Человек и система неразрывно связаны. Человек есть система, и система есть человек. Система очеловечена деятельностью индивида, как субъекта создателя, потребителя, основного участника и источника движения. «Индивид является, соответственно, не непосредственной данностью, а неким понятием, связанным с особой социальной формой» [3,68].

 

Деятельность человека подчинена «закону оптимального поведения» [См.4,137-147]. Поведение человека направлено на удовлетворение некоторой потребности, которая есть желание и является продуктом мышления человека. Таким образом, поведение есть следствие мышления. Оптимальное присуще природе человека и является продуктом его познания. Человек всегда стремится усовершенствовать, повысить эффективность работы системы, в силу подсознательного стремления к оптимизации своей деятельности. «Человек всегда, в любой ситуации действует оптимально (с наибольшей выгодой для себя) с учетом внешних условий, которые определяют наступление последствий, способных ущемить его интересы при совершении им одних действий и удовлетворить его интересы при совершении им других действий» [См.4,144]. Весь материальный мир (система) развивается по объективным законам, которые, собственно и обеспечивают его оптимальное развитие. Таким образом, развитие любой социальной системы (педагогической в том числе) происходит оптимально, то есть по кратчайшему пути, следовательно, мышление человека и развитие социальной системы имеют одно общее начало — движение по оптимальному пути.

 

Для человека жизнь заключается в его деятельности, а деятельность невозможна вне системы. Результат деятельности будет виден тогда, когда эффект произведенного действия преобразуется в эффект системы. То есть, человек по своей природе направлен на процесс непрерывного целеполагания, а именно, на установление идеально предположенного результата своей деятельности, который в свою очередь, реализуется в преобразовании системы. «Сопровождая жизнь на всем протяжении ее эволюции, результат подчинил себе все свойства и конструкции функциональной системы, которые в свою очередь обеспечили ему все более и более тонкое приспособление к усложнившимся условиям существования от биологического к социальному уровню. В этом именно и состоит главный смысл наличия общих законов функционирования систем различного класса: машин, организмов и общественных образований. Все эти классы явлений возникли, развились и существуют в наше время на основе получения конечного результата. Но именно этот последний оказывает свое императивное влияние на всю систему и на переорганизацию ее компонентов. Он лежит в основе общих закономерностей, различных классов систем» [5,290-291].

 

Природно-биологическая форма существования человека выступает непосредственной предпосылкой и основанием его социальной сущности. В связи с этим, особенности человеческого бытия таковы, что социальные факторы и условия жизни человека преломляются через основы самого существования его как живого существа, влияя на эти основы. Таким образом, преобразовывая систему, человек преобразовывает себя. Действуя согласно закона оптимального поведения, человек поступает согласно своей природной мотивации на процесс целеполагания. Способность к самостоятельному преобразованию можно именовать управляемостью. Сейчас все большее значение приобретают два обстоятельства: во-первых, желание сосредоточить внимание на всепронизывающих динамических качествах социальной реальности (т. н. создание «процессуального образа»), и, во-вторых, стремление не рассматривать систему (общество, организацию, группу), как объект. Изменился образ объекта, система стала рассматриваться как мягкое поле взаимоотношений.

 

Таким образом, субъектами управляемости являются человек и система, как поле взаимоотношений, взаимодействий, взаимовлияний в процессе непрерывного целеполагания, осуществляющего непрерывное образование системы и человека («человекосистемы»). Непрерывное образование, во-первых, как процесс усвоения новых знаний, умений, навыков, развитие познания путем обучения; во-вторых, как процесс оформления деятельности «человекосистемы» в новое качество.

 

Целью деятельности «человекосистемы» является ее оптимизация (деятельности), путем мотивации на процесс непрерывного образования. «Следовательно, до тех пор, пока при взаимодействии процессов результат деятельности этой системы не станет стабилизирующим фактором, система не может быть устойчивой, становится ясным, что всякий субстрат может быть оцениваем только на фоне уже сложившейся устойчивой динамической системы, т. е. только с точки зрения того, в какой степени, входя в систему, он способствует или совершенствует получение соответствующего результата. А это означает, что сами поиски субстрата жизни должны быть расширены поисками той формы устойчивого результата, который, став своеобразным фокусом, стал обрастать все более и более новыми компонентами, совершенствующими или уничтожающими уже созданные ранее устойчивые системы» [5,278]. Таким образом, этой «жизненной силой» или «субстратом жизни» человекосистемы является мотивация на процесс непрерывного образования, реализуемая посредством прямой связи от человека к системе в форме целеполагания. «Человекосистема» обучается, хотя обучение, как свойство приписывалось и приписывается системам обладающим самопознанием и «живым системам» [См.6,23].

 

Управляемость есть способность к преобразованию, непрерывному образованию, обучению; «…понятие организующихся систем, под которыми мы будем понимать системы, преобразующие в соответствии с определенным принципом некоторое входное сообщение в выходное. Если этот принцип преобразования подчиняется некоторому критерию эффективности и если способ преобразования может регулироваться так, что система стремится повысить свою эффективность в соответствии с указанным критерием, то о такой системе говорят что она обучается» [Там же.25,26].

 

Дарвиновский естественный отбор — это один из аналогов управляемости, вне зависимости от того понимать ли его как «разновидность процесса родового обучения», протекающего в границах воспроизведения индивидов [См. там же]; или же как «фактор коррекции конкретного состояния генофонда определенного вида, отраженного в генетической системе его представителей в определенный момент времени, с программой развития этого вида» [1,49].

 

Управляемость как способность «человекосистемы» направлена не на результат (на результат направлено управление), но на процесс достижения этого результата. Таким образом, управляемость это способность к самостоятельному «отслеживанию», регуляции процесса:

1.воспроизводства (сохранение структурно-функциональной целостности системы; фактическое образование);

2.изменения (нарушение целостности системы; деятельностное образование);

3.развития (функциональная целостность системы; принципиальное образование). Эти три процесса составляют сущность непрерывного образования, они есть последовательность этапов одного процесса; перетекающие один в другой и представляющие замкнутый цикл одного витка процесса непрерывного образования «человекосистемы».

 

Воспроизводство — «фактический» срез непрерывного образования, сфера материального — замена и исправление износившихся частей, «безгештальтность» (Гете), когда гештальт (стабилизирующее начало системы) не вступил в движение опосредствования, то есть в сопряжение с внешними обстоятельствами.

 

Изменение — «закономерный» срез непрерывного образования, сфера «жизненности», движения, гештальт существует «как еще не осуществленный», появление потребности в изменении ввиду нестабильности, деструкции.

 

Развитие — «принципиальный» срез непрерывного образования, сфера мышления, управление действиями, выработка новых принципов работы системы, возникновение реального гештальта, осуществившего себя.

 

Управляемость — это способность к целенаправленному воспроизводству, изменению, развитию, а, следовательно, способность к непрерывному образованию. «Модель воспроизводства и модель трансформации….основываются на одном общем постулате, а именно, на убежденности в существовании связи между составляющими «структуру»… элементами, т. е. на уверенности в наличии их тесной взаимосвязи» [3,127]. В данном контексте речь идет о взаимосвязи субъектов управляемости и последовательных этапах непрерывного образования. Осуществление управляемости возможно только посредством обратной связи, как процессов информационного обмена и принятия решения. «Информация, циркулирующая в саморегулирующейся системе, организует ее взаимодействия, которые оканчиваются полезным приспособительным результатом»[5,287], а «принятие решения представляет собой узловой пункт всей функциональной системы, поскольку окончательный успех или неуспех приспособления будет находиться в прямой зависимости от того, насколько точно сделан выбор необходимого поведенческого акта» [Там же.269].

 

Процесс управляемости непрерывным образованием «человекосистемы» по принципу обратной связи осуществляется в силу различия между «запросом в систему», сделанным в процессе целеполагания и возможностью его выполнения системой в действительном и возможностью его выполнения системой в действительном ее состоянии. Процесс целеполагания обусловлен структурой и уровнем организации системы, что определяется количеством содержащейся в системе информации, но, несмотря на это он устанавливает идеально предположенный результат. В этой связи «реально система, стремясь к заданному состоянию, достигает действительного состояния, всегда в той или иной степени отличного от заданного» [1,103]. Различие между идеально предположенным результатом деятельности «человекосистемы» и реально достигнутым, порождает в системе новое движение, направленное по пути обратной связи с целью уменьшения этого различия и его ликвидации.

 

Управляемость непрерывным образованием «человекосистемы» осуществляется путем двойной обратной связи. Прямая связь исходит от управляющего субъекта (человека) в виде процесса целеполагания. Первая обратная связь возвращается к управляющему субъекту (человеку) от управляемого (системы), как поток информации об изменении, состоянии, действии системы. Вторая обратная связь исходит от субъекта управления (человека) в форме принятия решения, с целью ликвидации разрыва между идеально предположенным и достигнутым результатами. Затем происходит переход на новый уровень целеполагания. Это один цикл осуществления управляемости процессом непрерывного образования «человекосистемы». Таким образом, говоря об управляемости непрерывным образованием, речь идет о проблеме «усовершенствования, которая по существу не что иное, как проблема обучения»[6,91]. (См. схему)

 

Общая схема двойной обратной связи управляемости

непрерывным образованием «человекосистемы»

 

S1

Управляющий субъект

(человек)

П.с.(целеполагание)

----------------------------->

1О.с.(информация)

<-----------------------------

2О.с.(принятие решения)

---------------------------->

S2

Управляемый субъект

(система)

 

Идеально предположенный результат деятельности «человекосистемы», установленный в процессе целеполагания есть ничто иное как «приспособительный результат» ( Анохин); «а) наличие приспособительного результата во всякой саморегулирующейся и самоорганизующейся системе радикально ориентирует все потоки информации в системе на этот результат; б) любой элемент системы проводит или преобразует информацию в эквиваленте какой-то доли этого результата; в) в каждый элемент системы, информация которого не отражает параметров результата, делается помехой для системы и немедленно преодолевается пластическими перестановками всей системы в целом» [5,290].

 

Как субъект «человекосистема» есть мягкое поле взаимодействий, взаимоотношений: а) всех ее уровней (макро — педагогическая система в целом; мезо — система образования края, города и т. п.; микро — учитель — класс или учитель — ученик); б) каждого ее уровня.

 

Существуют специфические, принципиально важные для жизни системы «узлы», [См.8,28-29] комплексы, сплетения ее взаимодействий. Эти «узлы» и составляют условия, обеспечивающие гармоничное непрерывное образование «человекосистемы», как поля взаимодействий. Условия есть социальные показатели жизни системы, то есть показатели ее постоянного движения: воспроизводства, изменения, развития, а значит непрерывного образования.

 

Можно выделить четыре сплетения показателей управляемости непрерывным образованием:

1) идеальное измерение поля: сеть идей составляет «социальное сознание» человекосистемы;

2) нормативное измерение поля: сеть правил (норм, ценностей, предписаний), образует «социальные инструкции» системы;

3) интеракционное измерение поля: сеть действий, составляет «социальную организацию» человекосистемы;

4) измерение поля по шкале возможностей: сеть интересов, составляет « социальную иерархию» человекосистемы.

 

Управляемость, как способность к непрерывному образованию конкретизируется через четыре характеристики подвижности «человекосистемы»: перегруппировку, реорганизацию, структурирование, формирование.

 

Обратная связь осуществляется субъектами управляемости на каждом уровне системы, на каждом этапе ее непрерывного образования в соответствии с социальными показателями обеспечивающими ее функционирование. Таким образом, подытоживая, все выше сказанное мы еще раз подтвердим цикличный характер деятельности «человекосистемы».

 

Деятельность человека как субъекта управляемости циклична, и этот цикл составляют:

идея-------> норма------> действие--------> рефлексия--------> идея*.

Деятельность системы также циклична и этот цикл составляют:

воспроизводство-------> изменение--------> развитие--------> воспроизводство*.

 

«Всякая функциональная система, механическая или живая, созданная или развившаяся для получения полезного эффекта, непременно имеет циклический характер и не может существовать, если не получает обратной сигнализации о степени полезности произведенного эффекта» [7,223].

 

Управляемость как способность к непрерывному образованию также осуществляется через цикличность обратных связей. Непрерывное образование «человекосистемы» есть сплетение спиралей деятельности ее субъектов — человека и системы. При этом непрерывное образование осуществляется посредством постоянных флуктуаций от установленного идеально предположенного результата деятельности «человекосистемы»; непрерывного выравнивания деятельности «человекосистемы» относительно идеально заданного результата; постоянного балансирования системы между хаосом и порядком, динамичностью и стабильностью. Управляемость непрерывным образованием осуществляется путем устранения деструкций (дисфункций) постоянной сменой ролей между человеком и системой. Взаимодействие между человеком и системой происходит в рамках герменевтического подхода — в процессе совместного действия стабилизирующего и движущего субъектов. При этом целью всегда является порядок, а средством его достижения хаос, при постоянном чередовании ролей стабилизатора и движителя.

 

То есть, субъекты управляемости не могут быть одновременно стабильны или динамичны, один из них в каждой ситуации порядок, а другой хаос. Таким образом, спирали их со-действия направлены на преобразование друг друга. Специфику такой структурированности процесса непрерывного образования словами А. Н.Уайтхеда можно назвать «искусством прогресса», который «состоит в умении сохранить порядок в самом изменении и сохранять изменение в недрах порядка… Одного порядка недостаточно. Нужно нечто более сложное. Необходим порядок, пронизанный новизной»[1,122].

 

Непрерывное образование возможно только путем переплетения деятельностей субъектов управляемости, осуществляемой путем двойной обратной связи, и сменой направленности стабилизирующего и динамизирующего начал «человекосистемы». Таким образом, человек и система находятся в постоянном противодействии и сотрудничестве, направленном на ликвидацию разрыва между идеально предположенным и достигнутым результатами их совместной деятельности (со-действия).

 

Флуктуации «человекосистемы» происходят в соответствии с допустимыми пределами отклонения от идеально предположенного результата. Выход за эти пределы грозит уничтожением системы. Управляемость — способность, помогающая удерживать флуктуации в допустимых рамках ее существования.

 

В итоге, управляемость непрерывным образованием есть движение ее субъектов по витку спирали; предпосылка этого лежит в природе обратной связи, поскольку механизмы управляемости обладают переменной функцией, в одном отношении они сами управляют, а в другом отношении управляют ими, что и обусловливает направленность деятельности субъектов непрерывного образования друг на друга в цепи обратной связи.

 

Таким образом, исследование управляемости любой «человекосистемы» (социальной системы) предполагает рассмотрение непрерывного образования

1) как явления (процесса) социального;

2) как присущего педагогике институционального явления;

3) как системообразующего, системосовершенствующего процесса.

 

Список используемой литературы

1. Мальцева Н.Л. Человек и человечество: на пути к устойчивому развитию: Моно графия. — Волгоград: Издательство Института Качеств,1996.

2. Швейцер, Альберт. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., 1993.

3. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения/ Пер. с фр. М.М. Кириченко; Науч. Ред. М.Ф. Черныш — М.: Аспект Пресс, 1998.

4. Бовыкин В. И. Новый менеджмент: (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). — М.:ОАО Издательство «Экономика», 1997.

5. Методологическое значение кибернетических закономерностей.//Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. М.,1978.

6. Винер, Норберт. Творец и робот. Обсуждение некоторых проблем, в которых кибернетика сталкивается с религией. М. — «Прогресс»., 1966.

7. Анохин П.К. Физиология и кибернетика.// Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. М., 1978.

8. Штомпка П.Социология социальных изменений./ Пер. с англ. под ред. В.А.Ядова. — М., 1996.

9. Малиночка Э. Г. Автоматизированная обратная связь как средство совершенствования процесса обучения. Изд-во Саратовского Университета.,1989.

Интеллектуальное самосознание личности

Управляемость — способность к непрерывному образованию

Выслеживание призрачного женского счастья

Триединство: Бог, сознание, человек

Философская основа методологии управляемости социальных систем. (Герменевтика)

Человек: социализация и смерть

Образы мысли

как можно импортировать биоєтанол с акцизом . Цифровой и оптический микроскоп для школьников.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com