ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Людмила ОСОКИНА (ВЛОДОВА)


Об авторе. Содержание раздела. Контакты

 

ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР ЛЮДМИЛЫ ОСОКИНОЙ
ЦДЛ, 29 мая 2009 года

 1    2    3    4

 

ПЕСНЯ «ОСЕННЯЯ КОМПОЗИЦИЯ» В ИСПОЛНЕНИИ АЛЕКСАНДРА НИКИТУШКИНА

 

Людмила Осокина. Я думаю, что сейчас можно спеть вот эту мою песню «Осенняя композиция». Александр Никитушкин споет. Слова и музыка мои. Эта песня уже звучала у нас по радио, по «Радио России».

 

Александр Никитушкин выходит к микрофону.

 

Александр Никитушкин. Дело было так. Приехал я в очередной раз к Юрию Влодову, а Людмила меня ошарашила: я тоже решила написать песню. И она мне тут же напела а капелла, поскольку еще не умела играть на гитаре. Песня мне очень понравилась, запала в душу, именно эта, «Осенняя». Я, в общем-то, то, что услышала Людмила в небесных сферах —основную идею, — облек ее в плоть. И мне кажется, получилась очень хорошая песня, своего рода шлягер даже. Ближе к жанру авторской песни, но шлягер однозначно.

Начинает петь.

 

1.

Как падает прозрачный желтый лист,

И капельки дождя спешат на землю...

Асфальт холодный под ногами льдист,

И я прощальным хрустам этим внемлю.

 

Рассыпался березы силуэт,

И клен лишен последнего покрова...

Друзья мои в преддверье зимних бед

Остались без одежды и без крова.

 

2.

Как падает прозрачный желтый лист...

Светясь в своем круженье одиноком,

А небосвод все так же сер и мглист,

Он всех дождем осыплет ненароком.

 

Дождинка покатилась по стеклу,

Слезинкою блеснула на прощанье,

И тут же снова канула во мглу,

В бездонную пучину мирозданья.

 

3.

Как падает прозрачный желтый лист...

Осенний день погодою ненастен,

Осенний сад душой и телом чист,

Он скоро будет к вечности причастен.

 

Ненастная дождливая пора

Укроется туманным покрывалом...

И первый снег порадует с утра

Таким простым и нужным зимним балом.

 

Аплодисменты.

Текущее время 29 минут

 

 

РАССКАЗ О ЮРИИ ВЛОДОВЕ, О ЖИЗНИ С НИМ

 

Людмила Осокина. Я хотела об этой своей песенной истории позднее рассказать. Ну ладно, я потом еще к этому вернусь.

Я продолжу вспоминать историю своей литературной карьеры с того момента, как я познакомилась с поэтом Юрием Влодовым. Вот это его портрет.

Показывает на экран, где в этот момент появляется портрет Юрия Влодова в несколько необычном виде: он в черном плаще, черной шляпе, в черных очках и руки в черных перчатках. Правая рука поднята вверх. Такой портрет выглядит пугающе.

 

 

Людмила Осокина. Причем мы снимали в журнале «Юность», снимал Леонид Шиманович, фотограф «Юности», Эти фото мы делали специально для газеты «Мастер и Маргарита». Делали такие образы. Влодов был в образе Мастера. Это гениально — рука в перчатке, очки, шляпа — просто замечательно.

Ну что я хочу сказать? Когда я познакомилась с ним, жизнь моя круто изменилась. Кстати, когда я была в гостях у Людмилы Суровой, у руководительницы этой студии «Чистые пруды», вот там ходили слухи о Влодове, именно ходили. И когда я спросила ее: «Кто это, вы мне можете рассказать, показать его стихи?». Но она сказала: «Ни в коем случае! Вы в таком подвижном эмоциональном состоянии, что вас эти стихи просто убьют». Это меня еще больше заинтриговало. Тут вдруг из соседней комнаты выходит человек и говорит: «А вы не могли бы мне дать еще какие-то рукописи стихов Влодова?». Она говорит: «Вон там возьми, на полке». Он взял и ушел. Это меня тоже поразило. Почему другим можно читать стихи Влодова, а мне нельзя? Что это такое? Ну, не знаю. Короче, не захотела она мне тогда ничего давать, и вот только одну строчку я знала: «Я думаю, Исус писал стихи».

Но потом я с ним познакомилась и вот так вот и осталась. Ну, конечно, жизнь с ним оказалась не сахар. Я подверглась жесточайшему прессингу: и творческому, и психологическому. Еще бытовые проблемы навалились: появился ребенок, мы скитались, у нас не было жилья и все такое прочее.

И конечно, мне было очень тяжело писать рядом с таким поэтом огромным. Я на какое-то время вообще прекратила писать. И мне даже это было неинтересно. Потому что писать хуже не хотелось, а лучше вообще было невозможно. Не то что лучше... даже... для меня вообще перестала существовать тогда вся русскоязычная поэзия, потому что лучше Влодова никто не писал, как ни странно. Вот у меня было такое ощущение. Даже классики померкли. Это было что-то ужасное. Не говоря уже о современниках, это было что-то. Вот. У меня такой был период. Но он, конечно, свою гениальность использовал по полной программе. То, что у него гениальность — это непреложный факт, это все о нем говорили, это не только мое мнение. И поэтому тяжко мне было, что я могу еще сказать? Долго с ним поэтому никто не жил. Только я вот выжила в течение 27 лет.

 

Текущее время 33 минуты

 

 

СТИХИ ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ, О ТРУДНОЙ СУДЬБЕ, О БОГЕ

 

Людмила Осокина. Ну вот, в то время появились у меня такие стихи — об одиночестве. Вот такое стихотворение.

 

* * *

Одна! —

В огромной ночи!

Одна! —

Кричи — не кричи!

 

Одна.

И каменный груз!

Одна.

Иди и не трусь!

 

А ночь —

На сорок сторон!

А ночь —

В сто тысяч времен!

 

А груз —

Тяжелый до слез!

А груз —

Горою возрос!

 

Иду

До стона в ногах!..

Иду

До боли в глазах!..

 

Одна! —

До самого дна!..

Одна —

До светлого дня!..

 

Но, кстати, с другой стороны, я была рада, что на меня все это навалилось, это был большой поэт, и я служила ему, я была занята в лице Влодова служением великой поэзии. Поэтому меня моя собственная творческая судьба тогда как-то не особо интересовала. Это уже впоследствии я стала и собой заниматься. Но тогда я считала большим достижением своим, что он меня просто не прогоняет. Но все равно было тяжело.

 

* * *

Я молилась в храме

Своей души.

Звезды стихли в раме,

В ночной глуши.

 

От красы нетленной

Томился дух,

Я Творцу Вселенной

Молилась вслух.

 

«Господи! О Боже!

Родимый мой!

Что же ты? Ну что же?

Приди за мной!

 

Словно бы украдкой

Из лунных снов

Ты приди с охапкой

Хороших слов.

 

Смой мои страданья

Своей рукой,

Светом мирозданья

Меня укрой.

 

Всех чудес милее

Мне образ твой

Ты приди скорее,

О Боже мой!»

 

* * *

Вырвусь я из мрака Бытия

И в глаза бессмертью посмотрю!..

Кончилась навеки жизнь моя,

Вновь я вижу вечности зарю.

 

«Господи ты, Боже! Боже мой! —

Плача припаду к твоей руке, —

Я вернулась, Господи, домой,

Налегке, как видишь, налегке.

 

Ничего от жизни не взяла,

Я, пройдясь по темным кладовым,

Слава и богатство — корни зла, —

Пусть они останутся живым.

 

Пусть они набросятся толпой

И получат все свое сполна,

Все мое же, Господи, со мной,

Я тобою, Боже мой, полна.

 

Вечность ли пройдет или года,

Буду я всегда в твоем раю,

Не отпустишь больше никуда,

Доченьку любимую свою».

 

Текущее время 35 минут.

 

 

ИСТОРИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ О ЧЕРНОЙ КОШКЕ

 

Людмила Осокина. Вот такие были мысли, знаете. Защиты было не у кого просить, кроме как у Бога, и вот такие придумывались всякие вариации.

Ну вот, в этот период как раз стихотворение о черной кошке, кстати, появилось.

 

В зал входит Марина Соловьева.

 

Людмила Осокина. Привет, Марина!

 

Марина Соловьева что-то говорит.

 

Людмила Осокина. Ну ладно, без разницы. Тут у нас такая домашняя обстановка, не особо много народу... проходи, садись.

Ну вот, вернусь к стихотворению о черной кошке. Насчет черной кошки такая вот история. Мы снимали избушку у одной старушки в черте города в районе «Новогиреево». У нас не было еще в Москве своего жилья в конце 80-х, вот, она сдавала на зиму избушку, а жила у себя на квартире. А летом, значит, опять возвращалась в эту избушку, она была у нее вместо дачи. И она нам на зиму эту свою избушку сдала и поручила еще и ухаживать за совей кошкой — Принцессой. Была у нее такая старая кошка. А также за ее двумя котятами. Очень дикие были котята, серые такие. Мы их прозвали Шурик и Шурочка. Котята с кошкой жили в теплое время года пока что на улице, но старуха сказала, что когда будет мороз, чтобы мы этих котят поймали и в дом занесли, чтобы они не замерзли.

Мы начали их ловить. Короче, они нам все руки разодрали, они были абсолютно дикими, но мы их все-таки загнали в дом. Но эти котята были сказочной красоты. Особенно Шурочка. У нее такие голубые глаза были. Но берешь ее на руки, а она с тобой вообще общаться не хочет. И вот поэтому у меня возникла такая строчка: «Серая кошка не хочет дружить, Серая кошка себе на уме...»

Ну, а потом к этим трем прибавилось еще много кошек. Принцесса забеременела. Хоть и старая была кошка, но к ней зимой приходили такие огромные коты, в итоге она забеременела и родила кучу котят, забеременела и Шурочка и тоже родила. И забеременел Шурик, которого мы по ошибке считали котом, и тоже родил. Еще нам принесли потом пару чужих котят. Кошкин дом, короче! И мы, когда уходили, оставили всех этих кошек старухе, она потом со всеми ими разбиралась.

Вот так и появилось стихотворение про серую кошку. Но серая кошка — это было как-то невыразительно. И я сделала серую кошку черной. Получился образ.

 

* * *

Черная кошка — не хочет дружить.

Черная кошка — себе на уме.

Нравится ей в потаенности жить,

В мягкой, не тронутой лампами, тьме.

 

Вон она! — там, в переулке пустом!..

Только два глаза заблещут вдали...

Вон она! — прыгнет в заброшенный дом

И растворится в прохладной пыли.

 

Вскоре по крыше пойдет не спеша,

Словно в беззвучном, замедленном сне...

Вот она! — бархатной ночи душа! —

Черная кошка при желтой луне!

 

Текущее время 39 минут

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ БАРДА ГЕОРГИЯ БАДАМЯНЦА

 

 

Людмила Осокина. Я опять хочу предоставить слово моим друзьям. Жора! Пожалуйста, озвучь паузу! Выступает бард Георгий Бадамянц!

Мы тоже знакомы со времен «Юности», с середины 90-х годов. Ты сколько будешь петь песен? Парочку? Пока парочку.

 

Георгий Бадамянц выходит к микрофону.

 

Георгий Бадамянц (исполняет песню).

 

* * *

Из окон вата с тополей

На коврике слетелась,

А мне любви, а мне дождей

Представьте, захотелось.

Я «Приму» белую курю —

Последние полпачки.

Коту-мурлыке говорю,

Что нет у нас заначки.

Мол, извини, мой добрый кот,

Не посчитай за жмота,

С меня, бродяга, бутерброд —

Появится работа.

А кот мой щурится, урчит,

Спиной о ноги трется,

Усы торчат, и хвост торчит:

«Хозяин, — обойдется!»

Из окон вата с тополей

На коврике слетелась,

А мне любви, а мне дождей

Представьте, захотелось.

Я «Приму» белую курю —

Последние полпачки.

Коту-мурлыке говорю,

Что нет у нас заначки.

 

Аплодисменты.

Георгий Бадамянц поет следующую песню.

 

* * *

Мне улыбнулась в московских дворах

Смуглая девушка в белых штанах.

Что же, спасибо тебе, о май шер,

Ты моя звездочка, ты мой торшер.

Больше никто мне не сможет помочь

День протоптать и отправиться в ночь,

Только Господь, зажигалка и ты,

Виват, бомжи! Виват, менты!

Смуглая девушка в белых штанах,

Наши тропинки скрестились во льдах,

Знаю, представьте, я знаю о том,

Будет с брюнеткой мой следующий дом.

Нежно взлохмачен, зачитан до дыр,

Стану, представьте, я чей-то кумир,

Мне улыбнулась в московских дворах

Смуглая девушка в белых штанах.

 

Аплодисменты.

 

Людмила Осокина. Спасибо, Жора, спасибо!

 

Текущее время 46 минут

 

 

СТИХИ БЕЗ ЛЮДЕЙ. ВСТРЕЧА С ЭДУАРДОМ АСАДОВЫМ

 

Людмила Осокина. Так, продолжим.

Я заметила такую особенность своего творчества, что в моих стихах практически нет людей. Есть мотивы одиночества, но нельзя сказать, чтобы оно меня очень тяготило. Я даже стремилась к нему. И я, проанализировав ситуацию, поняла, что людей просто-напросто боюсь. И ничего хорошего от них не жду. Поэтому в своей поэзии я постаралась от них избавиться. И не зря боялась, потому что люди принесли в мою жизнь только неприятности.

Помню, еще в начале нашего знакомства с Влодовым он повез меня в Переделкино, в дом творчества, мы поехали в гости к поэтессе Рае Романовой. Вышли прогуляться в парк около Дома творчества и встретили там Эдуарда Асадова. Ну, слепой такой, знаете, известный поэт. Его стихи приобрели массовую известность, они издавалась миллионными тиражами, они были такими, жизненными и народ их любил. Асадов был слепым, но ходил легко и просто по дорожке: подхватился и пошел! Как бы и не слепой вовсе. Но на самом деле глаз у него не было совсем, их вырвало взрывной волной на войне. Подошли мы к нему. Влодов был с ним знаком. Кстати, Асадов писал о нем огромную статью в начале его творческого пути, но Влодов почему-то постеснялся ее напечатать.

Ну и сказал: вот Людмила Осокина, вот Рая Романова. Почитайте ему стихи. (смеется). Не Асадову было нам читать! Потому что стихи наши никак не в его стиле были. И он был ими недоволен. У нас там о природе, о погоде, а он писал о людях...

Он сказал нам, что надо писать ярко, образно, зримо и ушел. Это я помню. А мы, значит, остались со своими кошками и березками.

 

Текущее время 49 минут

 

 

СТИХИ О БЕРЕЗКАХ, О РОССИИ

 

Людмила Осокина

 

* * *

Березки-серьёзки, осинки-скорбинки,

На веточке голой дрожат паутинки.

 

Продрогла земля под дождем бесконечным,

Лишь ель да сосна, как девчонки, беспечны.

 

Осенние дни утомительно жарки! —

Им снятся во сне Дед-Мороза подарки!

 

Людмила Осокина. Это что-то такое детское. Ну вот у меня еще стихи о березках, меня почему-то потянуло на эту тему.

 

* * *

Проникновенность, искренность, печаль

В речах твоих о, поздняя береза!

И кутаясь в изодранную шаль,

Ты вся дрожишь в предчувствии мороза.

 

Не греет и не светит вдалеке,

В том чистом, леденеющем пространстве...

Бродячий луч заглянет налегке

И ускользнет в своем безумном трансе.

 

И ветер вдруг обнимет легкий ствол

И не дыша дотронется до листьев,

Потом уйдет неслышно — нищ и гол —

Другим шептать свои напевы лисьи.

 

Ты не пугайся холода, сестра.

Пусть свежий снег придет как сновиденье.

Всю ночь он будет падать до утра,

И ты уснешь в томительном забвенье.

 

И ты уснешь. И будешь видеть сны.

В тех снах ты станешь гордою царицей,

Под взглядами заботливой луны

Все это долго-долго будет длиться.

 

Так жди зимы — пленительно седой!

Так жди зимы, как ждут волшебной сказки!

Дождись ее, нежданно-молодой!

Дождись ее волшебной, жгучей ласки!

 

Людмила Осокина. Ну и написала еще о березках совсем недавно, такое вот, в соединении с темой России.

 

* * *

Березы, березы...

Россия, Россия...

Туманные грезы

Куда ни ступи я...

 

Туманные были

За полем, за лесом

Уплыли, уплыли

Простором небесным.

 

Березы, березы

Ажурные платья...

Родимые слезы...

Родные объятья.

 

Кружатся на воле

Ромашковым лугом,

По полю, по полю

Бегут друг за другом.

 

Луга золотые,

Медвяные копи...

Под солнцем России

Любовь свою копят.

 

И снова без сил я

От сказочной прозы:

Россия, Россия...

Березы, березы...

 

Текущее время 51 минута

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИГОРЯ ГАМАЗИНА (НЕРЛИНА).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА «ТВАРЬ СЛОВЕСНАЯ»

 

 

Людмила Осокина. Я приглашаю к микрофону своего друга Игоря Гамазина. (Игорю) Ты готов? Мы с ним давно знакомы, вместе работали. Он — прозаик. Писал в молодости рассказы, печатался даже в заводских многотиражках, но потом почему-то решил свою одаренность закопать в землю и занялся детьми, работой там и все такое...

Я прочитала его творения, очень одаренные вещи и предложила ему все-таки вернуться к творчеству. Потому что работа — это всё преходящее, а творчество это останется с тобой навсегда. И даже после смерти.

И Игорь вдруг взял и написал такой рассказ, который мне понравился — о собаке, называется он «Тварь словесная». Этот рассказ был напечатан в альманахе Нины Красновой «Эолова арфа». И вот я попросила бы Игоря разбавить наш музыкально-поэтический вечер чтением этого рассказа. Поскольку у нас время все-таки еще есть, я бы хотела, чтоб мы его послушали, чтобы он представил себя.

 

Игорь Гамазин выходит к микрофону.

 

Игорь Гамазин. Рассказ короткий, не пугайтесь. В общем-то, он к Люде имеет отношение, потому что она буквально приказала его мне написать. Она сказала, ну что ты, вроде неглупый человек, возьми попробуй напиши чего-то. Вот я и написал.

А Нина Краснова напечатала. Денег, правда, не заплатила.

.....................................

 1    2    3    4

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com