ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Людмила ОСОКИНА (ВЛОДОВА)


Об авторе. Содержание раздела. Контакты

ЛЮДИ ВЛОДОВА

 

КНИГА БЕЛИКОВА «НЕ ТАКОЙ». ОТЗЫВ ВЛОДОВА НА КНИЖКЕ

 

В 2007 году Беликов наконец-то, после долгого перерыва издал себе книгу стихов «Не такой». Она вышла тиражом 500 экз. в издательстве Евгения Степанова «Вест-Консалтинг». Компактная такая книжечка, в твердой обложке, в сине-зеленом переплете. В книге, точнее, на задней странице обложки, был, среди прочих, отзыв Влодова о творчестве Беликова. Беликов взял его из статьи Влодова о себе «Неопознанный махатма». Вот что было там написано:

 

«Слушай! — вскакиваю я и начинаю шлепать по литфондовскому ковру ароматными носками: туда-сюда, туда-сюда, — слушай, ты же потрясный, как говорит моя дочь, поэт! Возьмем крупняков: Бродский для гения нудноват — сам в своих лабиринтах запутался; Юра Кузнецов — простоват: сюр на былине, сплав для семидесятников; а ты новый, понимаешь? — принципиально новый поэт! Какого черта тебя никто не знает?!»

 

Вместе с отзывом Влодова на книжке стояли еще отзывы Андрея Вознесенского и Павла Стовбчатого.

Беликов долго скрывал от нас, где и когда выйдет эта его книжка. Он был очень суеверным и предпочитал, пока книжка не выйдет, ничего об этом не говорить, дабы не сглазить. Деньги на издание выделили ему каким-то чудом местные власти, чему он был очень рад. Наконец, книга вышла, и он приехал в Москву за тиражом и заодно устроил презентацию в доме Булгакова. Помню, что это было поздней весной, где-то в середине мая. Беликов пригласил на презентацию Влодова, но Влодов на нее не пошел, он все реже куда-то ходил, а послал на вечер меня, чтобы я заодно принесла ему книжку Беликова. Я поприсутствовала на презентации, она прошла на летней веранде Булгаковского Дома. Пришел Степанов как издатель — в черном костюме, выступил и тут же ушел. Пришла Ольга Ермолаева, зав. отделом поэзии «Знамени». Тоже выступила, очень хвалила Беликова и была настроена к нему очень положительно.

 

После презентации была, так сказать, автограф-сессия. Многие выстроились к Беликову подписывать книжку. Подошла и я. Вот что написал Беликов на этой книге: «Юре и Людмиле Влодовым — очаковским Мастеру и Маргарите — от Замастера. 17 мая 2007 года. Юрий Беликов». Почему он написал «Мастеру и Маргарите»? Потому что мы когда-то, во годы оны, на базе журнала «Юность» издавали свою собственную литературную газету «Мастер и Маргарита». Подарили номер Беликову, вот он и вспомнил про это дело.

 

 

ИНТЕРВЬЮ БЕЛИКОВА С ВЛОДОВЫМ В ЖУРНАЛЕ СТЕПАНОВА «ДЕТИ РА»

 

В 2007-м году Беликов сделал с Влодовым большое интервью под названием «Беня Крик потерял бы дар речи» и опубликовал его в журнале Евгения Степанова «Дети Ра». В этот материал было вставлено много влодовских стихов. И вот когда оно вышло, мне пришлось идти за этим номером в офис к Степанову в Знаменский переулок. Тогда я со Степановым и познакомилась.

Интервью Влодову очень понравилось, ведь оно было на целых 17 страниц! Впрочем, собственно со Степановым Влодов был знаком гораздо раньше, независимо от Беликова, примерно с 1987 года, когда Влодов работал еще в «МК». Правда, потом он пропал из виду, но вот снова объявился. Вот ссылка на это интервью

http://magazines.russ.ru/ra/2007/9/kr15.html

 

 

ПУБЛИКАЦИЯ БЕЛИКОВЫМ СТИХОВ ВЛОДОВА В ЖУРНАЛЕ «ДЕНЬ И НОЧЬ»

 

Беликов в те годы, в середине нулевых, был очень активным. Всё время курсировал по стране, по всяким там городам и весям, участвовал в различных литературных мероприятиях, был членом редколлегии многих литературных журналов. Короче, вел кипучую литературную деятельность. Беликов очень ценил творчество Влодова, особенно его стихи из книги «Люди и боги», частенько их цитировал в различных статьях, а также публиковал, просовывал куда-то при случае. Так появилась подборка Влодова в 2007 году в журнале «День и ночь». Тогда еще главным редактором этого журнала был Роман Солнцев. Беликов рассказывал нам, что он как-то присутствовал на одной из редколлегий этого журнала и там, на ней, как раз решалась судьба подборки Влодова. Солнцев почему-то был против ее публикации. Тогда Беликов встал и, не долго думая, дал ему в морду. После чего Солнцев сразу согласился, удар стал решающим аргументом в этом вопросе. Так что публикация в итоге состоялась, и нам даже прислали потом по почте сам журнал.

 

 

БЕЛИКОВ КАК ЛИДЕР ДИКОРОССОВ

 

«Дикороссы. Другая поэзия России». Под таким заголовком вышла весной 2011 г. статья Евгения Степанова, в которой были представлены творческие портреты поэтов Юрия Влодова и Валерия Прокошина. Термин «дикороссы» был придуман не Степановым, а вроде как Беликовым, впрочем, я слышала версию о том, что это определение придумал кто-то еще, может, Кузнечихин. Но Беликов взял его на вооружение и стал в какой-то мере лидером этого поэтического движения. Беликов одно время очень активно разъезжал по провинции и выискивал по провинциальным закоулкам никому неведомых поэтов с трудной судьбой. Стихи они писали хорошие, искренние, но печатать и издавать свои творения возможности никакой не имели, поскольку ни денег, ни связей у них не было. Так что они как возникли из провинциального небытия, так и туда же грозили исчезнуть после своей естественной или, скорее, после неестественной смерти.

Беликову было жалко этих бедолаг, он печатал их в своих «Приютах», упоминал о них в своих статьях. Кого-то из них удавалось засветить в центральной прессе и хоть как-то им помочь. И вот всех таких поэтов Беликов стал называть «дикороссами», представителями дикой, необузданной России. Он противопоставлял их столичным, премиальным поэтам, купающимся, как ему казалось, в лучах признания и славы. А сам стал лидером дикороссов. Он даже сайт такой сделал — «Дикороссы», где стал еще дополнительно всех им найденных диких поэтов публиковать. Сайт этот был сделан в зловещем, черном исполнении и производил тягостное впечатление. Да и вообще, на черном фоне текст, напечатанный белыми буквами, было очень сложно читать.

Ну так вот. К этим дикороссам Беликов причислил и Влодова, несмотря на то, что тот жил в столице. И стал его везде упоминать в этой, дикоросской обойме. Вслед за Беликовым стал называть Влодова дикороссом и Степанов.

Я в этом плане и с Беликовым, и со Степановым была согласна лишь отчасти. Конечно, не имело такого уж большого значения, где там в итоге жил Влодов, в Москве или в России, так сказать. Это на тот момент он жил в Москве, но полжизни провел в скитаниях по стране. В какой-то мере своим образом жизни, внешним обликом, манерами и привычками, своей дикостью и необузданностью Влодов подпадал под это определение. Но все-таки это можно было сделать лишь с большой натяжкой. Даже по возрасту он был совсем из другого поколения — из поколения шестидесятников, ведь он с 32-го года. А сам Беликов с 58-го. А дикороссы эти были примерно возраста самого Беликова, либо чуть моложе или чуть постарше. Уж никак они не могли состоять в одной связке с Влодовым, так как он был старше их примерно на четверть века. Это очень большой разрыв. Это совсем другое поколение, мировоззрение и жизнь совсем другая, да и творчество тоже. Но Беликову надо было Влодова куда-то пристроить, как-то определить, вот он и пристроил его к дикороссам по чисто внешним признакам. Хотя на самом деле, Влодова нельзя было причислять не только к дикороссам, но и даже к шестидесятникам, потому что он являлся отдельно стоящей, абсолютно независимой и неповторимой фигурой, неподдающейся никаким стандартным определениям. Для него надо было искать свое, совсем новое определение.

Дикороссы писали хорошо, но в первую очередь они пытались взять читателя своей неподдельной искренностью, провинциальной раскрытостью и неприятными, даже шокирующими фактами своей личной биографии, запечатленными в стихах. Но, к сожалению, этого было мало. До творческой гениальности Влодова, до его грандиозной личности им было далеко. В творческом плане между Влодовым и дикороссами была непреодолимая, бездонная пропасть. Но Беликов, похоже, этого не понимал. Влодову же, по большому счету, было все равно, как его там называют. Пусть хоть горшком назовут, лишь бы в печку не ставили.

 

 

БЕЛИКОВ В «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЕ»

 

Примерно в 2008 году Беликов устроился работать в «ЛГ». Как рассказывал Влодов, это он ему присоветовал, обратиться к Полякову, чтобы тот взял его спецкором по Пермскому региону. Беликов обратился, и Поляков дал согласие на это дело. Беликов, конечно, очень обрадовался такому подарку судьбы, это полностью соответствовало его устремлениям и планам. Он стал писать большие аналитические и публицистические статьи о поэзии и поэтах, рецензии, публиковать своих любимых дикороссов.

 

 

ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА БЕЛИКОВА С ВЛОДОВЫМ

 

Весной 2009 года моими неимоверными усилиями вышла первая книга Влодова в твердой обложке «На семи холмах», в ней были собраны стихи из разных книг. Влодов ждал ее 4 года и кое-как успел-таки до смерти дождаться. Беликов узнал о выходе книги и захотел ее для себя иметь. Но у меня было пока что только с десяток экземпляров, не больше, остальные я получила потом, уже после смерти Влодова, осенью. Беликов зашел к нам в свой очередной приезд то ли весной, то ли летом в гости, и мы ему эту книгу подарили.

У Влодова же в конце января уже случился первый удар, и болезнь прогрессировала. Из весельчака, балагура он превратился в больного, еле ходящего, угрюмого, желчного человека, ненавидящего всё и всех. Для меня-то Влодов менялся постепенно, поскольку я все время была рядом, поэтому я давно уже привыкла к такому его, не очень приглядному облику. Но Беликова такое состояние Влодова привело в шок. Он очень расстроился. Помню, как он пытался взбодрить его, начав петь какую-то, им обоим хорошо известную песню, надеясь, что Влодов ему подпоет. И таким образом, что? Выздоровеет, что ли? Это было маловероятно. Но Беликов пытался что-то сделать, он не мог смириться с тем, что Влодову в его ситуации может быть уже только хуже и хуже. Беликов пел, а голос его дрожал и в глазах стояли слезы. Влодов ему чуть-чуть подпевал, повторяя какие-то отдельные слова. Это было грустное зрелище.

Влодов кое-как еще ходил и очень любил выходить курить из квартиры на лестницу, вот на эту лестницу он повел Беликова и о чем-то они там с ним тайно говорили, о чем-то важном. Может о том, что касалось его рукописей, может даже из рукописей что ему передал, может, завещал ему чего. Не знаю.

 

 

ЗАВЕЩАНИЕ ВЛОДОВА В ЛЕГЕНДАХ БЕЛИКОВА

 

Кстати, Влодов еще в 1993 м году, в статье Беликова «Иномирец» оставляет как бы такое завещание по поводу своего творческого наследия. Он ведь не думал, что проживет еще так долго, ему казалось, что он в любую минуту может умереть. В общем, его опасения были не лишены оснований — с его-то здоровьем и образом жизни . Вот текст этого завещания. «Если со мной что-либо случится — всё в руках Высших Сил! — мое поэтическое имя и гонорары от предполагаемой славы — для жизненного прикрытия и уверенности в завтрашнем дне — завещаю (поровну) дочери Юлии и жене Людмиле. Отбор и издание рукописей доверяю поэту — другу моему — Юрию Беликову».

Вот так. Вот такое завещание. Вроде бы нормальное, но если вдуматься, то это в некоторой степени ущемляло наши права. Ведь писать это завещание было без надобности, потому что мы с дочкой, как наследники по закону, всё равно бы все эти гонорары стали получать и так, без всяких завещаний. А то, что он передавал права на издание Беликову, это было уже достаточно серьезно, потому что в таком случае, мы бы не смогли ничего ни издавать, ни печатать без его разрешения. А если бы он не разрешил бы ничего этого делать, тогда чего бы мы получили, какие такие гонорары?

Сейчас это завещание вообще выглядит как насмешка, ведь никаких гонораров за поэтические книги сейчас не платят, даже за такие гениальные, как у Влодова. Наоборот, приходится издавать эти книги за свой счет, платить огромные деньги. Но если бы это завещание имело юридическую силу, то нам с дочкой не досталось бы вообще ничего, даже рукописями мы не смогли бы распоряжаться. Вот что это было за завещание.

Но Влодов даже не подумал о том, что он такое написал, его меньше всего интересовал вопрос, кто и что будет получать за его творчество после его смерти. Для него написание подобного завещания было чем-то типа игры такой литературной, и он с удовольствием играл. Наверное, хотел заодно и для Беликова сделать что-то приятное тогда. Я, кстати, тоже не сразу вникла в смысл этого завещания, это только потом, уже после смерти Влодова, до меня дошел весь смысл сказанного, так сказать.

Но жизнь вносит свои коррективы, и все сложилось иначе. Авторские права на его творческое наследие остались у меня, как у законной наследницы (и у нашей внучки тоже). А о гонорарах можно даже и не мечтать, тут хотя бы сами стихи сохранить до лучших времен, чтобы не пропали, издать хоть как-нибудь.

 

 

ВЛОДОВ В БОЛЬНИЦЕ. РЕЦЕНЗИЯ БЕЛИКОВА В «ЛГ» НА КНИГУ ВЛОДОВА «НА СЕМИ ХОЛМАХ»

 

Влодов попал в больницу в середине сентября 2009. Я его периодически навещала. И где-то числа 23-го мне позвонил Беликов и сказал, чтобы я купила следующий номер «ЛГ», так как в нем будет его развернутая рецензия на книгу Влодова «На семи холмах». Я купила газету и с ней пришла к Влодову в больницу. Влодов безучастно лежал на своей кровати в коридоре с полузакрытыми глазами. Я рассказала ему об этой рецензии и даже прочитала ее. Он вроде как понимал и принимал все к сведению. Тут зазвонил мой мобильный телефон, звонил Беликов. Я сказала, что сейчас в больнице у Влодова. Газету купила и прочитала ему его рецензию. Беликов захотел поговорить с Влодовым. Я дала ему трубку. Что-то Беликов ему сказал, Влодов же в ответ два раза повторил его фамилию: «Беликов... Беликов...», причем с таким юмором, подражая голосу самого Беликова — низким, важным тоном. Он частенько так Беликова представлял, в лицах, когда рассказывал о нем. Ну вот, даже в таком состоянии он не потерял своей всегдашней насмешливости и чувства юмора. Больше он ничего не сказал. На этом их разговор закончился. Никто из них, правда, в тот момент не знал, что больше им говорить друг с другом на этом свете не придется.

 

 

СМЕРТЬ ВЛОДОВА. НЕКРОЛОГ В «ЛГ»

 

29 сентября 2009 г Влодов умер. И буквально через неделю после этой рецензии «ЛГ» пришлось давать некролог о смерти Влодова, за подписью Беликова в том числе.

Вот так и завершилось прижизненное общение Беликова с Влодовым. На похороны он не приехал, слишком это было сложно сорганизоваться за столь короткий срок и попасть в Москву, ведь похороны были 3-го октября. Но он приедет через 20 дней на памятный вечер Влодова в ЦДЛ.

 

 

ПАМЯТНЫЙ ВЕЧЕР ВЛОДОВА В ЦДЛ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ «НА СЕМИ ХОЛМАХ».

 

23 октября 2009 года у Влодова был запланирован в Малом зале ЦДЛ творческий вечер и презентация книги «На семи холмах». Он был заказан еще весной, но в итоге, после его смерти, пришлось делать вместо творческого вечера вечер памятный. Беликов смог уже к этому времени приехать в Москву, и мы вместе с ним вели это мероприятие.

 

Он приехал не один, а с какими-то пермскими ребятами, которые знали Влодова. Кажется, это были Роман Мамонтов и Антон Антонов. Ребята эти привезли с собой наскоро сделанный фильм о Влодове под названием «Юность. Пермский десант» и показали его на вечере. Фильм этот был сделан киностудией «Новый путь» и Творческим объединением АРС из видеосюжетов, которые были засняты еще тогда, когда Влодов приезжал в Пермь в 1994 году.

 

Беликов оставил мне диск с этим фильмом, он был небольшой, минут на 10, но довольно приличный. С музыкой, со стихами Влодова, с его фотографиями и с его, что немаловажно, выступлением со сцены перед аудиторией. Таких записей у нас не было, чтобы он читал перед кем-то. Это хорошо они сделали, что засняли его в свое время.

 

 

ЕЩЕ ОДНА ПЕРМСКАЯ ЗАПИСЬ С УЧАСТИЕМ ВЛОДОВА

 

К слову сказать, ребята из этой же киностудии приезжали к нам домой, в Москву, снимать Влодова дома. Это было примерно зимой 2005 года, а может и чуть раньше. Установили камеры, усадили его на стул и он целых 2 часа говорил на камеру. Прочитал всю свою книгу «Крест», тогда у него больше никаких книг и не было. Еще было с ним что-то типа интервью, ему задавали за кадром вопросы, он отвечал. Большая запись, но какая-то скучная, поскольку там ничего не происходило, кроме чтения стихов и разговора. Под конец, правда, кота засняли на шкафу и то, как Влодов с ним разговаривает. Это немножко оживило сюжет. Я правда не знаю, куда потом эта запись пошла, была ли как-то использована или так и осталась архивной записью, для себя, так сказать, на всякий случай. В принципе, кадры и из этой записи тоже пошли в этот фильм. Нам потом дали один экземпляр на диске.

Вот это тоже с подачи Беликова было.

 

 

МАТЕРИАЛ БЕЛИКОВА О ВЛОДОВЕ В «ЛГ» В ДЕКАБРЕ 2011 ГОДА

 

В конце декабря 2011 г Беликов написал большую статью о поэтах-дикороссах «По лимиту Высших Сил» и дал ее в «ЛГ». Героями статьи стали 3 поэта, и в первую очередь, Влодов. К статье прилагалась и стихотворная публикация. Стихи были из книги «Люди и боги». Подборка получилась неплохая. Я порадовалась. Эту статью мы потом еще раз напечатали в «Зарубежных задворках», это такой германский литературный русскоязычный журнал.

 

 

ВЫХОД КНИГИ ВЛОДОВА «ЛЮДИ И БОГИ»

 

В августе 2012 года мне, наконец, удалось издать в издательстве «Время» главную книгу Влодова «Люди и боги». Беликов очень обрадовался, что мне удалось именно эту книгу издать, и попросил прислать ему некоторое количество экземпляров. Не только для себя, но и для своих знакомых, для библиотеки пермской, для музея и прочих мест. Я послала ему 8 штук.

 

 

СТАТЬЯ БЕЛИКОВА В «ЛГ» К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛОДОВА

 

К 80-летию Влодова, к памятной дате — к 6-му декабря 2012 года — Беликов написал для «ЛГ» статью под названием «Сторож России из пьесы абсурда». Ее дали в газете на четверть полосы. Там он заодно упомянул и про книгу «Люди и боги».

 

 

БЕЛИКОВ НА ПЕРМСКОМ ТВ

 

Весной 2013 г Беликов нашел себе, помимо «ЛГ», работу на пермском ТВ, стал вести там еженедельную рубрику «Книжная полка». И в одной из первых передач он, конечно же, упомянул книжку Влодова «Люди и боги». Потом прислал мне ссылку на этот сюжет. Я посмотрела, мне понравилось. Где-то почти 1,5 минуты он говорил об этой книжке. Я записала его речь на диктофон, расшифровала ее и поставила потом у себя в блоге — в ЖЖ и на Фейсбуке, а также отправила на ИнтерЛит.

Беликов смотрелся на телеэкране очень даже неплохо: и говорил хорошо, и выглядел отлично. Я порадовалась за него. Пожалуй, он нашел себя и на этой, теперь уже телевизионной стезе. Это было как раз то, чего ему не хватало в жизни.

 

 

ВЫХОД КНИГИ БЕЛИКОВА «Я СКОРО ИЗ ОБЛАКА ВЫЙДУ»

СО СТАТЬЕЙ ВЛОДОВА «НЕОПОЗНАННЫЙ МАХАТМА»

 

Летом 2013 г в издательстве Степанова «Вест-Консалтинг» вышла очередная стихотворная книжка Беликова «Я скоро из облака выйду». Она была с предисловием Евтушенко и с послесловием Влодова. В качестве послесловия была статья Влодова, написанная еще во годы оны, а именно в 1993 году, «Неопознанный махатма». Беликов сообщил мне об этом , когда книга уже вышла. И я как-то, зайдя к Степанову в офис по своим делам, попросила дать мне и эту книжку. Мне, правда, не очень понравилось название книжки, я бы поостереглась ее так называть. И вот в ней статья Влодова о Беликове, написанная еще 20 лет назад для журнала «Юность», была, наконец-то напечатана.

 

Записано в апреле-августе 2013 г.

 1    2    3

Юрий Беликов. Об авторе

Людмила Осокина. Люди Влодова:
СтепановЦапин или Апостол Владимир — Беликов — ЕгоровВасилец

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com