ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Михо МОСУЛИШВИЛИ


«Мистер Зимний Дебют 2006» в номинации «Проза»

ЧУДО ЛЕСНОЕ УБИТО ВЕСНОЮ

 1    2    3

...........................................

Пастух Гио

Я деревенский пастух.

С дядей Лешим?

Да, познакомился с ним в лесу.

Много раз видел его у Виселицы старца и даже разговаривал с ним.

Более того, вот прямо как я, он все носил наоборот — лапти перепутаны, не на ту ногу! А кафтан-то у него запахивался в обратную сторону, и картуз — козырьком назад, не так, как у обыкновенного человека.

Сказать, что он любил лес, — значит ничего не сказать. Дремучий лес был чем-то гораздо большим для него. Наверное, всей жизнью. А подражать-то всяким там зверюгам и птицам, конечно же, в шутку, — ах как дядюшка Лесовой умел: шакалом хохотал и плакал, аукался, цокал, свистел дроздом, выл волком и даже ревел медведем!..

Да, и меня научил...

Ближе к делу?

Так вот...

Однажды (дело было весной) зеленью покрывались деревья и луга. На горе, называемой Череп, я навестил дядю Лешего.

Да, он там жил...

Умирал.

Какие-то окаянные, проклятые псы отрезали ему руки до локтей, перевязали их веревкой, повесили ему на шею...

Я чуть с ума не сошёл!

Да...

Эти отрезанные руки кто-то перевязал грязными тряпками, но все же кровь капала...

С обеих сторон постели на замшелой плите старой церкви стояли лужи крови, которую пили змеи.

Он измученно улыбнулся мне и попросил осторожно приблизиться к нему, чтобы не спугнуть змей.

Просил снять с его шеи руки и повесить на гвоздь, который был вбит в стену ниже потертой фрески святого Георгия.

И я исполнил его просьбу.

Потом сказал, что, мол, дядя Леший, сбегаю за доктором.

Он отказался: все равно скоро должен умереть, так что не имеет смысла.

Я удивился — какое время ему умирать?..

А он опять за своё: дескать, знал, что смерть придет к нему в такой лунный день.

Да он уже и не слышал моих слов.

Лунный день?

Бывают и такие дни. Ведь солнце освещает весь мир, и иногда на небе видна и белая луна. Здешние говорят, что в такой день святой Георгий ищет дракона, чтобы убить его...

Да, потом я спросил:

— Объясни, дяденька Леший, что случилось-то?

— То, что видишь, — ответил он.

Но не до шуток было...

— Кто это сделал? — опять спросил я.

— Дракон, — серьезно так ответил, что я до сих пор не возьму в толк: была ли это шутка, или он свихнулся слегка.

— За что тебя изувечили? — спросил я сквозь слезы.

— Дуб спилили у Виселицы старца, — ответил он.

После этого мы долго молчали...

Я хотел было сбегать за врачом, но не посмел оставить его одного перед лицом смерти, да и врач же у нас — та самая гадалка, что нечистым обзывала дядю Лешего.

По его просьбе дал ему выпить целую бутылку водки.

Он опьянел и, думаю, боль притихла.

Потом начал бредить.

О чем говорил?

О деревьях.

Говорил, что должен умереть как дуб — молчаливо, без жалоб.

Потом сказал:

— С рождения чувствую — все время кто-то меня преследует и преследует. Я стараюсь убежать, но, кажется, сейчас он меня нагнал...»

Еще о чем говорил?

Дай, Господи, мне вспомнить...

Еще говорил, что он — та фреска, нарисованная на стене.

Да, там святой Георгий борется с драконом...

И вот сказал, что он — та фреска. Не в отдельности святой Георгий и дракон, а вместе взятые...

Притом не забывай, что на копье, которым он пронзил сам себя, то есть дракона, изображен крест...

Дальше пришел в сознание и с подозрением спросил, назвал ли он по имени кого-нибудь.

Ответил, что нет.

Он посмотрел, посмотрел на меня — и поверил.

Попросил выкопать землю у алтаря.

Я выкопал и нашел там сундук.

Да, настоящий сундучок.

Поднял крышку.

Достал оттуда мешок — не обыкновенный, а вощеный. Развязал его — там оказалось пять общих тетрадей.

— Сожги перед моими глазами, — сказал он мне… Как завещание…

Откровенно говоря, я растерялся.

Если бы я сжег, взял бы на себя грех!

Не сжег бы — это было бы еще большим грехом. Как не исполнить последнее желание умирающего?!

И вот, махнув рукой, я разжег огонь...

Вот на этих руках испустил дух несчастный...

А гадалка наша, гадюка, радуется: «Чудо лесное убито весною». Да и другие тоже...

Мне удалось спасти один лист из этих тетрадей, и с тех пор как его нет в живых, иногда в лесу достаю бумагу, смотрю в нее, пристально смотрю и повторяю слова, которым бабушка научила: «Дядя Леший, покажись — не серым волком, не черным вороном, не елью жаровою, покажись таким, каков я!»

Да, я уверен, что покажется — он ведь Леший...

 

Лесовик-леший

(Лист, сохраненный Пастухом Гио)

Когда я серьёзно размышляю над образами Нагела1 и Миндии2, мне кажется, что они мои старшие братья.

А сейчас расскажу о страхе, о котором я упомянул выше.

Я вернулся из страны водяных каппов. Там я несколько раз беседовал с поэтом Токком3, находился в педагогической провинции в Касталии, в городе Вальдцеле, в гостях у магистра игры Иозефа Кнехта4. До ошеломления довели меня его поразительные медитации...

Вернувшись из этого путешествия, не могу писать.

Мною овладело чувство удивительного страха перед чистой бумагой.

Все время думаю, что плохо получится все то, что буду писать.

Эх, если бы я мог написать вот так:

«Наша жизнь подобна тому человеку, которого, преследуя, слон загнал в ужасную бездну.

Впавший в отчаяние человек увидел дерево и, чтобы спастись, взобрался на него.

Затем с дерева увидел двух мышей — черную и белую. Они перегрызали корни дерева.

Тут же человека поджидал рассвирепевший слон.

Кроме того, человек увидел еще и кита ада, который раскрыл пасть, чтобы поглотить его.

Напуганный человек взглянул вверх и увидел немного меда, который стекал с дерева, и начал лизать мед, позабыв об испытании, в котором находился...

Мыши тем временем перегрызли дерево, человек упал наземь.

Слон своим хоботом поднял и бросил его киту ада.

А теперь, царевич, слушай!

Слон означает смерть.

Дерево — жизнь.

Мыши — день и ночь.

А мед — это сладости и радости жизни.

Предаваясь радости жизни, человек все забывает.

Пройдут дни и ночи, смерть похитит его, а кит ада поглотит.

Такова жизнь человека».

(«Мудрость Балавара», сказание третье).

1982 г.

__________________________________

1 герой романа Кнута Гамсуна «Мистерии». — Здесь и далее примечания автора.

2 герой поэмы Важа Пшавела «Змееед».

3 персонаж повести Акутагавы Рюноскэ «В стране водяных».

4 герой романа Германа Гессе «Игра в бисер».

__________________________________

 

Примечание автора, или Несколько слов о произведении «Мудрость Балавара» («Балавариани»)

 

Это грузинская версия известного в мировой литературе произведения о Варлааме и Иоасафе. Содержит христианизированную историю жизни Будды.

Грузинская версия сохранилась в двух редакциях: пространной (IX — X вв.) и краткой (XI в.).

Обработал и перевёл с грузинского на греческий язык Евфимий Ивер (Афонский) (955 — 1028).

Греческая версия легла в основу всех европейских редакций повести о Варлааме и Иоасафе, в том числе русской.

На протяжении столетий «Балавариани» проникло далеко на Восток и Запад, Юг и Север, все разрастаясь и меняя свой первоначальный облик.

В России произведение бытовало под названием «Повесть о Варлааме и Иоасафе» (пер. с греч. яз. 1637 и 1680).

 

Тексты: Балавариани. Мудрость Балавара, Тб., 1962; The Balavariani, (Barlaam and Josaphat). L., 1966.

Лит.: Нуцубидзе Ш. К происхождению греческого романа «Варлаам и Иоасаф», Тб., 1956.

 

Редактор-корректор Елена Алейникова.

Авг., 2006

 1    2    3

«Старый рыбак». «Внезапный портрет Мастера»«Не пропоет петух»«Глухомань»«Письмо от Жанны д'Арк»«Аллоплант» — «Чудо лесное убито весною» — «Танец со скалой»«Сияние снежного дня»

«Осел Господа и светящиеся сами по себе ангелы», рассказ на Втором сайте

Пьесы

«Зимний дебют 2006». Е-книга  в формате PDF в виде zip-архива. Объем 1530 Кб.

Загрузить!

Всего загрузок:

«Зимний дебют 2006». Е-книга с аудио. Объем 5600 Кб.

Загрузить!

Всего загрузок:

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com