ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Светлана РУБЛЕВА


КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
Образ Владимира Бондарева в его любовной лирике

(Лучшие стихи В.Бондарева — в электронном Альманахе «ИнтерЛит 01.04»).

Владимир! Учитывая, что Вас недавно признали классиком ИнтерЛита, я решила написать сочинение на тему:

«Образ Владимира Бондарева в его любовной лирике».

Самое трудное — начать. Уже прошло много времени с тех пор, как обсуждались стихи Владимира на форуме. Помнится, Воланд задал вопрос:

— А что думают женщины по поводу любовных стихотворений автора? Хотели бы они, чтобы эти произведения были посвящены им?

Именно тогда я сделала тематическую подборку стихов Владимира и поместила их на рабочий стол своего компьютера. Дальше этого дело не двигалось. Стихи мне очень нравились, но анализировать не хотелось. И вот сейчас я решилась. Нет, я не буду останавливаться подробно на каждом, но попытаюсь, в силу своего восприятия, создать образ героя любовных стихотворений В.Бондарева. А так как они написаны от первого лица, то...

Итак:

Что грех таить? Хоть нам давно не двадцать,

И вышел срок женить детей своих,

Но взглядом мы не в силах оторваться

От прелестей красоток молодых!

Этими строчками можно выразить имидж Владимира в ИнтерЛите, который им же самим с усердием культивируется. Этакий нестареющий ловелас. Так ли это? Читаем дальше.

А силы у деда растут раз от раза.

Доводит он бабу свою до экстаза.

Лишь солнце за гору — кровать их, что скрипка.

...

Забыты невзгоды, недуги, печали.

Любви предаются супруги ночами.

И утром их бодрость не знает границы.

Засыпан амбар урожаем пшеницы.

Дед новую избу в неделю построил...

Вот он краеугольный камень, на котором держатся счастье и достаток семьи!!! Но... стихотворение написано не от первого лица...

А что от первого? От первого:

С каждым днем ты вонзаешься глубже

В беззащитную мякоть души.

Какая-то неувязочка. Стихотворение обращено к женщине, но не радостное оно, ох, не радостное. Автор здесь в роли жертвы. Душа у него мягкая, ранимая. В эту душу «вонзается» женщина, причём всё глубже. В этом же стихотворении:

Не боясь, не таясь, не противясь

Я в твою безысходность иду.

Как на заклание. Не боится идти, но и не с радостью спешит. Просто не противится безысходности. И вдруг — окончание стихотворения:

 

Пусть потом многократно раскаюсь,

А пока безрассудно влюблён!

Так это была влюблённость? Хочется поспорить: влюблённость — это всё «в розовом свете», а здесь автор уже заранее предполагает, что раскается потом и неоднократно. Так зачем же ему это надо: позволять вонзаться в свою душу чьей-то влюблённости?

Читаем следующее стихотворение.

Время лечит. Расхожая фраза.

Прикрывая души наготу,

С каждым днём,

постепенно,

не сразу

Постигаю ее правоту.

Выл белугой, весь мир проклиная,

От бессилия стены скребя.

А сегодня —

прости, дорогая, —

Я уже обхожусь без тебя.

Оказывается, любовь уже была, но, видимо, не была взаимной и, пережив состояние, когда и белугой выл и стены скрёб от бессилия, конечно же, человек, с целью самосохранения, пытается спрятаться за своеобразным защитным слоем — иллюзорной бронёй. Так ли это?

А помнишь, как дрожащими губами,

В слезах от причиненных нам обид,

Мы боль несли любимой фее — маме,

Не ведая надежнее защит?

Всегда, сознательно или бессознательно, в трудные минуты мы обращаемся за защитой и помощью к родителям или к их образу. Это самая надёжная защита. И, надо понимать, автору действительно было достаточно плохо.

Как же он поступит дальше? Сникнет? Разгуляется? Будет мстить? Нет! Он будет исследовать и женщин (во множественном числе?) и себя.

Почуяв жар, страстей распустишь завязь,

С лица читая истину и ложь.

Но, каждый раз, до капли отдаваясь,

Ты впитываешь больше, чем даёшь.

Тебя познать — с ладоней море выпить.

Что ищешь ты? Что хочешь от мужчин?

Исследует? По крайней мере вопросами задаётся. Но что это за нотки:

Порой тебя так хочется обидеть,

Чтоб сократить число своих морщин.

Что это за желание обидеть? Настоящие джентльмены так не поступают! А это и не поступок, это только мысль.

А вот это уже поступок:

А я уйду не попрощавшись,

К рассвету выветрюсь вином.

Бесшумно к выходу прокравшись,

Укроюсь в сумраке ночном.

 Что может быть обиднее для женщины, чем факт ухода любимого мужчины? Но, уходя, этот самый мужчина уже думает о том как вернётся:

Чтобы, в конце безумных странствий,

Устав, один как перст, блуждать,

Тебе с порога крикнуть: — Здравствуй!

Люби, любимая, опять!

То есть, он уверен, что женщина его любит и дождётся. Он вернётся и всё будет хорошо?

Читаем:

И слов прощенья хлынут реки,

И нас счастливей не найти.

Ведь я пришел к тебе навеки.

Чтоб вновь когда-нибудь уйти.

Да... Садомазохизм какой-то.

Существует закон сохранения энергии: ничто не возникает из ничего и не исчезает в никуда.

Откуда же взялось это бесконечное желание покидать? Может быть, отсюда:

Я тебя отпускал,

Как воздушного змея,

Тонкой нити конец

Крепко стиснув в руке.

...

Как я верил в ту нить!

В крепость связи с тобой!

...

Но вдруг резко рванул

Нитку кто-то другой.

И ты скрылась из глаз

Меж седых облаков...

И один на земле,

Боль не в силах унять,

Я остался стоять,

Вдруг совсем одинок.

В онемевшей руке

Продолжая сжимать

Рваной нити конец —

Бесполезный шнурок.

Вот. Опять вернулись к факту, что автора самого бросили. И никакие связи, которые он считал достаточно крепкими, не помогли. Несчастный человек не может никого сделать счастливым. Теперь везде мерещится возможность предательства. Зачем ждать, когда тебя бросят? Лучше опередить события. Бр-р. Самой страшно стало. А что же наш герой?

А он молодец!

Меня поймут мои поэты — братья.

Любимой женщины горячие объятья,

И преданных друзей рукопожатья —

В миру живу я с вами, как в раю.

Но и от вас порой хочу бежать я.

Я одиночество сегодня воспою.

Он, пережив все трудные события, лечится одиночеством. Опять появляется упоминание о любимой женщине в единственном числе. Рядом — друзья. Жизнь продолжается!

Отвечая на вопросы Воланда, могу, положа руку на сердце, сказать: я восхищена любовной лирикой Владимира Бондарева! Читаешь и так сопереживаешь! За душу берёт!

Но... я бы не хотела, чтобы такие стихи были обращены ко мне. Женщина в них загадочна, интересна, но коварна, часто бездушна. В одних стихотворениях страдает, в других — мучает. А хочется гармонии.

Что же касается сборного образа героя любовных стихотворений, то он человек не молодой, хлебнувший горькой правды жизни, но и не старый. Человек, который имеет ранимую душу и испытав несколько предательств, подавил в себе желание быть несчастьем для женщин. А кем он станет для них, я надеюсь узнать из следующих стихотворений Владимира.

О стихотворении Geminus'а «Набросок (9 строк)»

О стихах Марии Тарасовой.

О рассказах Е.Москвина. О стихотворении В.Бондарева.

Рассказы С.РублевойЛирикаШутки и пародии

Смотрите ккм у нас.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com