ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Татьяна АЛЕKS (НОВАК)


Об авторе. Новые стихи

КРИТИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ

ЕЛЕНА КАНТОР. «ВСЕ МЫ УХОДИМ, УХОДИМ ПО ОДНОМУ...»

 

 

Елена КАНТОР

 

* * *

Все мы уходим, уходим по одному...

Что остается — лишь годы и годы...

Что же дарить, проклиная тюрьму и суму?

Как не болеть, проходя через мутные воды...

 

Как же идти по воде, если в небе увидят сполна:

Ноги, покрытые скверной коростой,

И как непросто нас встретит шальная война,

И как хмельная волна нас отмерит по росту.

 

Что же нам ждать, если жажда глотка — это страх,

Страх перед бурей в стакане, слова о капризе.

Просто живем и тоскуем в неснившихся снах,

Просто мечтаем о некой божественной визе...

 

Нам же, конечно, оставят еще по глотку,

Что там до вкуса, пропьешь эту блажь для контекста.

Годы идут, мы по водам идем — по катку.

И спотыкаемся в самом разгаре фиесты.

 

Что нам останется — праздник, не праздник, печаль...

Просто озноб и молитва, озноб перед Богом.

Все мы уходим — по одному, невзначай,

Случаем больно ступив на подбитую ногу.

 

Стихотворение начинается с утверждения:

 

Все мы уходим, уходим по одному

 

Действительно. Где-то бываем, откуда-то уходим, куда-то приходим. Все. Кто в состоянии, разумеется. Случается, что и по одному: конспиративно, например.

Допустим, речь о высоком. Но и тогда «по одному», как аксиома, не пройдёт. Человек так сумел свою жизнь организовать, что нередко и уход из неё, если и не коллективен, то всё же не в одиночку.

 

Что остается — лишь годы и годы...

 

А кому остаются «лишь годы»? И почему они — остаются, если «Все мы уходим»? Обычно память остаётся, дела, потомки, наконец. Какое-то материальное либо интеллектуальное наследие. А «годы и годы» ушедших не касаются.

 

Дальше — ещё страннее.

 

Что же дарить, проклиная тюрьму и суму?

 

Кто, кому и что может дарить, если все по одному, но — ушли? Или уходят. До подарков ли им, до проклятий, занятым столь интимным делом? И какое отношение к этому имеют «тюрьма и сума»? Витиевато до умопомрачения. Если именно такая цель была поставлена, она достигнута с первых строк.

 

Вопросы часто возникают при разборе стихотворений. Это не значит, что нужно пытаться пространно ответить на них. Просто-напросто заостряется внимание автора на ошибках, которые он допустил, фрагментах, что на данный момент недоработаны. Как правило, вопросы это — риторические. Но чем слабее рассматриваемый текст, тем больше их можно задать. Качественно выполненная работа не допускает множества вопросительных знаков при её аналитике.

 

Последняя строка начального катрена звучит ошеломляюще философски.

 

Как не болеть, проходя через мутные воды...

 

Наконец-то читатель может, — совершенно неожиданно для себя, — узнать, откуда свалились на человечество напасти в виде болезней. «Проходя через мутные воды» впрямую ассоциируется с родами (воды отходят).

Видимо, не стоило брать здесь существительное «вода» во множественном числе.

 

Как же идти по воде, если в небе увидят сполна

 

Дерзкое желание. А если бы не увидели, стало быть, пройтись можно? Тем не менее, мысль, заключённая в первых двух строках второго катрена интересна, неординарна. Даёт надежду на развитие, проработку вложенного в неё смысла. Но две следующие строки надежду эту тут же отбирают.

 

И как непросто нас встретит шальная война,

И как хмельная волна нас отмерит по росту.

 

Смотрим, что именно увидят в небе.

 

Ноги;

Как нас встретит война;

Как отмерит по росту волна.

 

Что-то есть притягательное, глубокое в этих строках, но увязать с предыдущими их сложно. Может быть, нужно тщательнее продумать — КАК именно выразить смысл, какими словами, чтобы получился связный, внятный текст.

Читатель в любом случае попробует сделать вывод, что происходит: либо «король голый», либо ему самому задуманных автором высот никогда не осознать? Не факт, что выбор будет в пользу автора. Читателя уважать нужно. Не то чтобы разжёвывать ему всё подряд, но и бесконечными ребусами кормить вряд ли стоит.

 

Душу надо так приоткрывать, чтоб другим смотреть в неё хотелось.

 

Что же нам ждать, если жажда глотка — это страх,

Страх перед бурей в стакане, слова о капризе.

Просто живем и тоскуем в неснившихся снах,

Просто мечтаем о некой божественной визе...

 

В этом четверостишии есть хорошие авторские находки.

 

...если жажда глотка — это страх,

Страх перед бурей в стакане,...

 

Вот это — очень эффектно. Но следующие за этим «слова о капризе» стилистически не сочетаются с предыдущим текстом.

 

...тоскуем в неснившихся снах,

 

Вычурно закручено, до бессмыслицы.

 

Просто мечтаем о некой божественной визе...

 

А вот это хорошо, но только само по себе. Нет гармоничной связи с остальным текстом.

 

Нам же, конечно, оставят еще по глотку,

Что там до вкуса, пропьешь эту блажь для контекста.

Годы идут, мы по водам идем — по катку.

И спотыкаемся в самом разгаре фиесты.

 

Обратите внимание на обилие частиц «же» в стихотворении. Почти в каждом четверостишии. Перебор. Причём в большинстве случаев вполне можно обойтись без них.

 

Нам же, конечно, оставят еще по глотку,

 

По глотку — чего? Бури или слов о капризе? А может быть, ещё чего-нибудь? Жажда глотка уже была, она приравнивалась к страху. Сам катрен, кстати, хорош. Разве что, если «по катку», то логичнее не споткнуться, а поскользнуться. Опять же — «по водам».Единственное число было бы здесь уместней.

 

Что нам останется...

 

Как что? А «по глотку»? Или пропили уже, для контекста? Ан нет, что-то ещё есть. И праздник, и не праздник, и печаль. Да и про «лишь годы»забывать не стоит, они тоже остаются.

 

Просто озноб и молитва, озноб перед Богом.

 

Вторая строка последнего катрена сильна. Всё бы стихотворение на таком уровне выдержать. Стоит, пожалуй, подумать насчёт слова «просто». Может быть, его стоит заменить, т.к. оно относится здесь не только к ознобу, но и к молитве.

 

А вот окончание смято:

 

Все мы уходим — по одному, невзначай,

Случаем больно ступив на подбитую ногу.

 

Тут прихрамывает ритм в третьей строке катрена (не потому ли, что нога подбита?), и снова спорное «по одному», да ещё вкупе со словом «невзначай» с которым никак нельзя согласиться... Уход — дело серьёзное. И если даже кажется иногда случайным, то здесь, скорее, тот «случай», о котором говорят «Случайность — это непознанная закономерность».

Последняя строка оригинальна, конечно, но: как можно ступить — случаем? Каким, кстати, тем самым, который «невзначай»?

Концовка должна быть звонким, но — осмысленным аккордом.

 

В стихотворении немало интересно задуманных фраз, небанальных мыслей. Но скомпонованы они сумбурно. Недосказанность сама по себе приём изысканный, но этот приём отработать нужно, тоньше подавать.

 

Рифмы, в основном, приемлемые, работа над ними заметна, иногда в ущерб содержанию.

 

Сдвиги:

 

Что ЖЕНАМ ждать

наМОСТАнется

БОЛЬ НОС ТУПИВ

 

Текст «рваный», смысл примерно понятен. Если энергично проскандировать это, слушатели, вероятно, будут огорошены и, не очень сориентировавшись, на всякий случай поаплодируют.
На самом деле пока что это — нагромождение фраз. Неплохие заготовки, но цельного произведения ещё нет.

 

Можно завезти на участок массу добротного строительного материала. Но если свалить всё в одну кучу: и кирпич, и гравий, и песок, и прочее, — само собой здание не возникнет.

Проектировать и строить всё равно придётся. Чтобы и самому получить какую-то пользу и радость от сотворённого, и другим дать возможность полюбоваться.

Стихи Елены Кантор

Авторы рецензируемых стихотворений:
И.СлавицкийК.Сейранян — Е.Кантор — Е.Гончарова

Стихи Татьяны Алекс

Омникомм центр сайт группы центр.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com