ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Татьяна АЛЕKS (НОВАК)


Об авторе. Новые стихи

КРИТИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ

КАРЕН СЕЙРАНЯН. «Я РОДИЛСЯ В КИРОВАБАДЕ...»

 

 

Карен СЕЙРАНЯН

 

* * *

Я родился в Кировабаде,

Но теперь его нет на карте.

И меня вроде тоже нету,

Хоть брожу я по белу свету.

 

Я родился в Кировабаде

На железной простой кровати,

В том роддоме, что рядом с домом,

Моим сверстникам всем знакомом.

 

Там, в пропавшем Кировабаде,

Черновые мои тетради,

Только их уже не отыщешь,

Не исправишь, не перепишешь.

 

Без корней не растут деревья,

Не могу разобраться где я.

Непонятной тоскою маюсь,

В никуда уже возвращаюсь.

 

Есть такие темы, которые не могут оставить читателя равнодушным. Последствия терроризма, национальных противоречий, локальных либо глобальных конфликтов. Список, к сожалению, можно продолжить.

Горе человеческое, будь то беда одного или многих, вызывает сострадание, это понятно и в пояснениях не нуждается. Отклик бывает столь силён, что едва ли не каждый автор, владеющий поэтическим словом, пишет о таком.

Не раз замечала: когда стихи о наболевшем попадают на сетевые конкурсы, сам факт появления их там порождает разногласия в жюри. Не спекуляция ли это болью? Этично ли рассматривать, а тем более «недооценивать» — такое?

Я считаю: можно, нужно и даже — важно давать характеристику любому произведению. Стараясь быть максимально объективным.

 

Сейчас перед нами пример стихотворения на одну из таких тем.

Его отличие от большинства стихов такого плана в том, что это не оценка когда-то произошедшему, не обвинение, не выяснение. Никаких ярлыков, никакой «внешней» сопричастности.

Это — взгляд изнутри. Из души. Из эпицентра. Как зубная боль в сердце. Неизлечимая притом.

Разумеется, ни о какой спекуляции темой здесь и речи быть не может.

 

А теперь собственно разбор стихотворения.

 

Намеренно ли, интуитивно, но автор использует в тексте много слов с буквой «р». И эта аллитерация работает на восприятие, усиливая ощущение горечи, тоски, с трудом сдерживаемого протеста. Последний чувствуется почти в каждой строке. И в том, что удаётся удержать его, не дать прорваться в возгласы, видна застарелая, можно сказать, хроническая, боль. И, кроме того — мастерство художника.

 

Я родился в Кировабаде,

Но теперь его нет на карте.

И меня вроде тоже нету,

Хоть брожу я по белу свету.

 

Мне очень жаль обе первые строки: каждая из них сама по себе (и даже вместе!) удачна, но рифмы не получается. Тут надо крепко думать, как это поправить без ущерба содержанию.

Последняя строка первого катрена — выражение избитое. А стихотворение непростое, очень глубокие чувства, мысли, переживания в нём при кажущейся простоте подачи. Строка не вписывается в такой фон, требует не до— а переработки. А заодно это даст возможность убрать из третьей строки просторечное (не к месту) «нету».

Хотя сама строка по смыслу хороша, стоит подумать, нельзя ли её отшлифовать так, чтобы исправить привязку к предыдущей, вернее, сделать эту связь несколько иной. Иначе получается: «меня тоже нету» — на карте.

 

С точки зрения фонетики «нету», опять же, не к месту:

 

тоЖЕНЕту

 

Я родился в Кировабаде

На железной простой кровати,

В том роддоме, что рядом с домом,

Моим сверстникам всем знакомом.

 

В смысловом отношении удачны третья и четвёртая строки катрена. Аллитерация «м», украшает третью строку, однако затрудняет декламацию четвёртой. При данном порядке расположения слов «всем» мешает правильному восприятию: слышится «всем знакомым».

 

Стоит подумать и над правомерностью выражения «сверстникам всем». Боюсь, не всем. Хотя мысль и понятна, какого-то штриха в ней недостаёт.

 

На железной простой кровати

 

Эта строка жестковата своим, думаю, непреднамеренным, но всё-таки натурализмом. Вызывает ассоциации, вряд ли задуманные автором.

 

Там, в пропавшем Кировабаде,

Черновые мои тетради,

Только их уже не отыщешь,

Не исправишь, не перепишешь.

 

Очень пронзительно. Сильный катрен. Есть сдвиги:

 

И ХУЖЕ не

их у ЖЕНЕ

 

На любой вкус, в общем.

Ещё один:

 

ИспраВИШ(ь)НЕ

 

Глагольные рифмы, использованные как перечисление того, что «не…», не нарушают строя стихотворения и вполне имеют право на свою «глагольность».

 

Без корней не растут деревья,

Не могу разобраться где я.

Непонятной тоскою маюсь,

В никуда уже возвращаюсь.

 

Первая строка катрена очень неплоха. А дальше всё круто пошло на спад. Надо бы развить мысль в остальных строках, но она теряется, исчезает.

 

Не могу разобраться где я.

 

Почему? Это даже в переносном значении применить затруднительно.

 

Непонятной тоскою маюсь,

В никуда уже возвращаюсь.

 

Вот это — очень низкий уровень, школьный примерно. Про непонятную тоску можно, думаю, не комментировать.

 

«В никуда» — так многие называют уход из жизни. «Уже» — прямо скажем, слово непоэтическое. Иногда оно вписывается в текст, но чаще не особенно. И почему: «возвращаюсь»?

 

Тут, кстати, и применение глагольных рифм ничем не оправдано.

 

Финал — это итог стихотворения. Он должен звучать! Аккумулировать смысл всего ранее сказанного, дать этому логическое завершение.

 

Здесь же финал неясный, нечёткий, «недотянутый». Как эмоционально, так и технически. И это смазывает впечатление от всего стихотворения.

 

А ведь хорошая работа. Сильна по эмоциям, глубока по смыслу. Но: не завершена, не откорректирована. Есть над чем подумать и потрудиться.

 

Спасибо, Карен, за предоставленный для аналитики материал. Буду рада, если этот разбор в чём-то окажется Вам полезен.

Стихи К.Сейраняна

И.Славицкий — К.Сейранян — Е.КанторЕ.Гончарова

Стихи Татьяны Алекс

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com