ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Александр КАРПЕНКО


ЛЮДМИЛА ОСОКИНА. «ХАЛУПА»

 

Людмила Осокина. «Халупа».

Документальный роман. М., Время, 2016

Скачать электронную версию PDF с обложкой и иллюстрациями, 16,8 Мб.

Скачать электронную версию PDF без оформления, 0,9 Мб.

Людмила Осокина. «Халупа». Первоначальный вариант на нашем сайте

 

 

* * *

Их проверила халупа:

Не дадут ли часом дуба?

Жалко стало дуба им.

«Дудки! Дуба не дадим!»

 

Воспоминания Людмилы Осокиной, публиковавшиеся по частям в социальных сетях и на литпорталах, оформились в большую исповедальную книгу, выпущенную издательством «Время», с которым Людмила давно и успешно сотрудничает. Книгу Осокиной можно было бы с полным правом и основанием назвать «Хождение по мукам — 2». «Халупа» — это, без преувеличения, настоящие концентрические круги ада.

Книга получилась очень живая. Прежде всего, поражает прекрасная память автора. Казалось бы, все это «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Но Людмила Осокина воскрешает минувшие события в деталях спустя тридцать с лишним лет. Подобно булгаковской Маргарите, поднявшейся на метле над городом, Осокина страшно свободна в своем повествовании. Порой свобода, раскрепощенность и желание «сказать правду» доходят у Людмилы Осокиной до сомнительной откровенности, граничащей с беспардонностью. Однако писательница подчеркивает, что остается верной эстетическим принципам покойного мужа, который тоже любил «резать всюду правду-матку». С обложки книги на нас глядит жестокое лицо «гения и злодея».

У меня по поводу «Халупы» возникает вопрос «а надо ли?» Надо ли тащить в свое будущее «грязноватое» прошлое? Не лучше ли оставить его там, где ему положено быть? Да и забыть потихоньку, во имя движения вперед? Людмила Осокина отвечает мне своей книгой: «Надо!» Почему надо? Прежде всего, потому, что сама Осокина выглядит в мемуарах безвинной жертвой, которая вызывает всеобщее сочувствие. То есть, грязь мира сего ее не запятнала.

Что же касается собственно Юрия Влодова, то теперь уже, после его смерти, любое упоминание, в любом контексте, идет проекту «Юрий Влодов» в плюс: воскрешает поэта из небытия. Кроме того, меня не покидает ощущение, что чисто по-женски Людмила Осокина, изображая Влодова в негативном свете, словно бы «мстит» ему, пусть даже на том свете, за все свои унижения и мытарства.

Затем, не будем забывать о том, что для автора воспоминаний «Халупа» — это еще и история любви. Может быть, единственного в жизни героини чувства такого накала и такой звездной яркости.

И еще одно «надо». Людмила Осокина унаследовала от своего мужа умение дерзновенно разговаривать с миром, нарушая всевозможные запреты и приличия. «Скандал? Пусть будет скандал. Я этого не боюсь. Я даже тайно желаю этого». Годы скитаний с Юрием Влодовым не прошли для Людмилы даром. От Влодова она переняла своего рода «предприимчивость». Она поняла, что история совместной жизни со знаменитым маргиналом и деятелем андеграунда как бы несгораемым моральным капиталом. Поэтому книга была обречена на выход в свет. Не случайно на титуле под названием книги есть подзаголовок: «проект». Плохо ли, хорошо ли, все идет биографу в плюс.

Еще одно «надо ли?» Надо ли изображать всех персонажей документального романа под их настоящими именами? Возможно, имена следовало бы изменить. Но я побывал на презентации книги, куда были приглашены многие ее персонажи — и убедился, что в данном случае Людмила Осокина оказалась права. Все без исключения герои были рады оказаться на страницах книги под невымышленными именами. По меньшей мере, никто против этого особенно не возражал. Скорее наоборот, люди были убеждены, что оказаться на одной «страничке жизни» с Влодовым, пусть даже в тени его — большая для них честь.

Косвенно подтвердил это и поэт Леонид Колганов, один из давних друзей Юрия Влодова, проживающий ныне в Израиле. Он написал мне в Фейсбуке, что считает дружбу с Губановым и Влодовым драгоценнейшими событиями в своей насыщенной экстатическими моментами жизни.

Выступивший на презентации книги поэт Сергей Касьянов сказал, что книга воспоминаний Осокиной — это «ожог зеркала». Вместе с тем он подчеркнул, что в жизни Юрия Влодова было много «непечатных» событий, о которых следует умолчать. И, надо сказать, автор воспоминаний Людмила Осокина прислушивается к мнениям друзей и редакторов. Далеко не все, что было в первоначальном варианте рукописи, прошло в печать. Важно бывает выстроить, хотя бы «на глазок», баланс между видимым и невидимым в судьбе, и Людмила прекрасно это понимает.

Ждем «продолжения банкета», новых глав документальной исповеди.

 

Александр Карпенко

http://poetograd.ru/nomer.php?id=16375

«Джен, джин-тоник русской поэзии». О поэзии Евгении Джен Барановой

Александр Карпенко. «Людмила Осокина. “Халупа”»

О книге Юрия Влодова «Летопись»

«Мозаика-жизнь». О новой книге Кирилла Ковальджи

Сутулов-Катеринич. Антология русской поэзии-XXI: размышления после презентации

ЛирикаСтихи для детейРассказы —  Эссе — Статьи, критика, рецензии

Вера Бутенко-Трубецкая. Евгения Джен Баранова и Александр Карпенко в проекте «45-го калибра» «Музыка во льду»

Об авторе

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com