ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Яков ФЕЛЬДМАН


Содержание раздела. Контактная информация

ПОМОГИ СЕБЕ САМ, СТРАННИК

(Теория уровней)

 1    2   

Мышление, категории, вопросы

Ключевые категории

Кант считал пространство, время и причинность априорными формами познания.

На самом деле априорных форм познания больше. Мы будем называть их ключевыми категориями. У каждого уровня – своя ключевая категория. Три ключевые категории, выделенные Кантом, отражают его представление о том, какими категориями ученый пользуется в первую очередь. То есть, по мнению Канта, ученый должен рисовать чертежи, изъясняясь через пространство, через множество фактов и деталей. Ученый должен писать длинный текст, держать процесс. А ученый должен показывать причинно-следственные связи и между объективными фактами, и между суждениями.

Ключевые вопросы

Удивительно, что философы не перешли от ключевых категорий к соответствующим вопросам. Ведь каждая ключевая категория очевидно эквивалентна вопросительному слову

Категория

Вопрос

Пространство

Где

Время

Когда

Причинность

Почему

Если бы они это сделали, то неполнота набора стала бы очевидной. Где, например, вопросы «что», «кто», «как»? Ведь для ежедневного языка они не менее значимы.

Другие категории.

Существуют другие категории, достаточно важные, чтобы их упомянуть и соотнести с уровнями, но все-таки недостаточно важные, чтобы их считать ключевыми.

   

Простые категории.

Граница – уровень 2.

Цель, план – уровень 3.

Сценарий, ансамбль – уровень 4.

Поступок – уровень 5.

Сомнение, доказательство – уровень 6.

Ирония, юмор – уровень 7

    

Составные категории.

Воля – уровень 5, если это «свободная воля», уровень 3, если это «воля к цели»

Личность – уровень 5, если это «свобода поступка», уровень 6, если это «внутренний мир», «само-обсуждение».

Итоговая таблица

Уровень

Категория

Вопрос

1

Вещь

Что

2

Пространство

Где

3

Время

Когда

4

Свобода

Кто

5

Причина

Почему

6

Парадокс

А если?

7

Уровень

Уровень 

Понимание

А зачем?

  

Вечные игры

Человечество придумывает множество игр, но лишь немногие из них бытуют исторически долго, как футбол или шахматы. Однажды появившись, эти игры уже не исчезнут. Мы будем называть их «вечными играми».

Чем отличаются вечные игры, от всех остальных?

Для ответа на этот вопрос введем два новых понятия.

 

Порог участия.

Правила игры строятся так, что само участие в игре требует поля внимания некоторого уровня Х. Этот уровень Х называется порогом участия. Для игры в футбол нужно уметь следить за движущимся мячом. То есть держать в поле внимания один процесс. То есть для футбола порог участия есть уровень 3.

   

Порог успеха.

Поскольку футбол игра командная, то игрок, видящий параллельные процессы (уровень 4) имеет существенное преимущество перед тем, кто видит только один процесс (уровень 3). Как может быть реализовано это преимущество, подробно описано выше (в самом начале книги). Итак, для футбола порог успеха есть уровень 4.

Все командные игры (с мячом, с шайбой) имеют порог участия 3 и порог успеха 4.

Так достигшие порога участия Х и достигшие порога успеха Х+1 кооперируются в игре. Пока есть эти уровни, есть и игра. Сама же эта кооперация есть частный случай «Закона о доминировании» (см. ниже)

Человек растущий проходит увлечение играми всех уровней. Когда он вырастет, он оставит для себя лишь те, что соответствуют его профилю...

Все вечные игры имеют порог участия Х и порог успеха Х+1.

Некоторые следствия

Теперь мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале книги. Почему проигрывающие дети продолжают играть? Потому что они лишь недавно достигли порога участия, и, демонстрируя это, они самоутверждаются над теми, кто этого порога еще не достиг. Но они и утверждают себя в этом качестве для самих себя. Такое «упражнение в действии ради утверждения своих новых способностей для самого себя» называется «зоной ближайшего развития» (Л.С. Выготский – В.В. Давыдов) и довольно широко используется в современной педагогике.

 

Итоговая таблица

Игра

Порог

участия 

Для  участия

нужно

Порог

 успеха 

Для  успеха

нужно

Лото

1

Видеть одно число

2

Видеть несколько чисел

Домино

2

Видеть несколько чисел

3

Видеть линию, процесс

Футбол

3

Видеть процесс, движение мяча

4

Видеть процессы, движение игроков

Карты

4

Видеть ряды — масти

5

Рисковать поступком

Шахматы

5

Рисковать
 поступком

6

Обдумывать
 заранее

КВН

6

Обдумывать
 заранее

7

Шутить

Найди меня

7

Шутить

8

Сопереживать
и спасать

.....................................................................

 1    2    

Особенности использования спотов. . Купить сайдинг цена.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com