ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Яков ФЕЛЬДМАН


Содержание раздела. Контактная информация

КАК ПОСТРОИТЬ КАРТУ ЛИЧНОСТИ

 1    2    3

 

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

 

ЯФ-1. Следующим шагом я обычно прошу заполнить строчку Центр.

Строчки 4, 5 и 6 носят общее название «кодировки». 4 — входные кодировки, 5 — центральные кодировки, 6 — выходные кодировки. Итак следующим шагом мы определим центральные кодировки нашего героя.

Вообще все кодировки имеют свои триады — «триады кодировок».

Вот эти триады

 

Входная триада: Ухо — Глаз — Рука

Центральная триада: Тексты — Картинки — Схемы

Выходная триада: Образы — Смыслы — Сценарии

 

Можете представить мозг как компьютер. В нем три центральных процессора (Тексты-Картинки-Схемы), три процессора на приеме информации по трем входным каналам (Ухо — Глаз — Рука) и три процессора при трех выходных каналах (Образы — Смыслы — Сценарии). Но не все процессоры в каждой триаде одинаково важны для данного человека.

Как же нам из этих триад набрать карту конкретного человека?

На этот счет есть несколько правил.

Первое правило такое: из трех элементов триады надо выбрать два и разместить их по полушариям.

Второе правило: при размещении по полушариям схемы всегда слева, картинки всегда справа. Тексты занимают место пропавшего элемента.

Правило третье: входная и выходная кодировка размещаются по полушариям по близости к элементам центральной кодировки.

Продемонстрируем это на нашем примере.

Как известно, у Пушкина по математике в лицее стоял 0. То есть он ВООБЩЕ математикой не занимался. Поэтому СХЕМУ отнесем в графу Нет.

Остаются тексты и картинки. По второму правилу отнесем тексты налево, а картинки направо.

Вот так.

 

1

Параметр

Левое

Правое

Нет

2

%%

   

3

Разогрев

   

4

Вход

   

5

Центр

Тексты

Картинки

Схемы

6

Выход

   

7

Уровни 1-2

   

8

Уровни 3-4

   

9

Деятельность 1-2

Дуэли

Дружба и любовь

 

10

Деятельность 3-4

Карты

Чтение, письмо, сочинение

 

 

УЖ-2. Дайте, пожалуйста, определение Схемы, Картинки и Текста.

 

ЯФ-3. Пожалуйста. Схема это когда из всей ситуации выделяются важнейшие элементы и связи между ними, а все остальное забывается. Картинка, наоборот, хранит все детали происшедшего в том самом виде, в котором они были восприняты. Текст есть языковое описание ситуации. При этом часть деталей утрачивается, но средствами языка сохраняется информация о состоянии самого субъекта в момент восприятия — в схеме и картинке этот аспект отсутствует. Это очевидно характерно для хорошей прозы и, особенно, для хорошей поэзии. Если вы почитаете исследования нейропсихологов, то вы увидите, что их результаты согласуются с нашими.

 

 

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

 

ЯФ-1. Теперь самое время перейти к понятию Разогрев из третьей строчки. Четыре кривые разогрева выглядят так:

(Здесь должна быть картинка, но мне ее ставить лень — смысл картинки понятен по описаниям ниже — ЯФ)

 

УЖ-2. А в чем смысл этих кривых? Что они показывают?

 

ЯФ-2. По горизонтали откладываем время, по вертикали — работоспособность. Теперь понятно?

 

УЖ-3. Нет.

 

ЯФ-4. Представьте себе, что вы посадили рядом четырех человек. Перед каждым из них очередь простых задач. А вы каким-то образом фиксируете скорость решения задач, и как она меняется со временем у каждого испытуемого. Скорость решения типовой задачи и есть работоспособность. Понятно?

 

УЖ-5. И что?

 

ЯФ-5. А то, что если испытуемых набирать случайным образом, то кривые разогрева распадаются на четыре типа:

1. Быстрый подъем, высокое короткое плато, быстрый спуск

2. Не так быстро, не так высоко, не так коротко, не так быстро

3. Медленно низко, длинно, медленно

4. Очень медленный подъем, короткий очень высокий всплеск, быстрое возвращение на уровень перед всплеском, очень медленный спуск до нуля.

 

УЖ— 6. Кривые разогрева до вас кто-нибудь рисовал?

 

ЯФ-6. Никто

 

УЖ-7. А можно ли утверждать, что человек с первой кривой разогрева всегда окажется в первой группе?

 

ЯФ-7. Давайте пока предположим, что всегда. А чуть позже я покажу, вам как все обстоит на самом деле. На самом деле все чуть сложнее. Но пока пусть так.

 

УЖ-8. Итак, вы утверждаете, что люди распадаются на четыре группы. Это от рождения до смерти?

 

ЯФ-8. Да

 

УЖ-9. Но это же фундаментальная типология! Как же случилось, что ее до сих пор никто не заметил?

 

ЯФ-9. Заметил.

 

УЖ-10. Но вы только что сказали, что четыре кривые разогрева до вас не рисовал никто?

 

ЯФ-10. Никто.

 

УЖ-11. Не понимаю.

 

ЯФ-11. Типологию открыл, а кривые не рисовал.

 

УЖ-12. Кто?

 

ЯФ-12. Гиппократ. Перед нами типология Гиппократа «четыре темперамента». Перечисляю

1. Быстрый подъем, высокое короткое плато, быстрый спуск — Холерик

2. Не так быстро, не так высоко, не так коротко, не так быстро — Сангвиник

3. Медленно низко, длинно, медленно — Флегматик

4. Очень медленный подъем, короткий очень высокий всплеск, быстрое возвращение на уровень перед всплеском, очень медленный спуск до нуля — Меланхолик

 

УЖ-13. А почему он кривые не рисовал? Не смог?

 

ЯФ-13. Потому что он умер раньше, чем родился Декарт

 

УЖ-14. А Декарт здесь причем?

 

ЯФ-14. А графики рисовать в прямоугольных координатах придумал Декарт. Они так и называются — декартовы координаты. А до него этого не умели

 

УЖ-15. А как же определял темпераменты Гиппократ?

 

ЯФ-15. Если я начну пересказывать его рассуждения мы уйдем от темы слишком далеко. Но общий смысл лежит между первым определением, которое я дал выше («быстрый подъем…») и вторым, которое я дам сейчас

1. Ядовитый сарказм — холерик

2. Добродушный юмор — сангвиник

3. Невозмутимость — флегматик

4. Печаль, слезы — меланхолик

 

УЖ-16. Это интересное определение. И его гораздо легче применять в жизни, чем первое. Но вот вопрос: первое и второе определение как-то связаны? Можно ли одно логически вывести из другого.

 

ЯФ-16. Можно! Дело в том, что в характере человека очень важное место занимает его самооценка. А самооценка существенно зависит от разогрева. Например: если вы холерик и решаете задачи (по крайней мере, короткие задачи) лучше и быстрее других, вы начинаете оценивать себя значительно выше других и позволяете себе этих других ядовито высмеивать.

 

УЖ-20. Холерик

 

ЯФ-20. Если вы быстрый, но не самый быстрый, а относительно среднего показателя группы только чуть-чуть впереди, то вы веселы и жизнерадостны. Но вы не презираете «среднего человека группы» ибо недалеко от него ушли. Но вы вполне можете над ним подшутить — но так, чтобы не отделять себя от него, а значит и над собой тоже.

 

УЖ-21. Сангвиник.

 

ЯФ-21. Если вы чуть медленнее среднего показателя по группе, то вы не очень-то рады, но и печальны не слишком — ведь есть другие, которые хуже вас. Так что вам лучше сохранять спокойствие и невозмутимость.

 

УЖ-22. Флегматик.

 

ЯФ-22. И наконец, если вы сильно отстаете от группы, вы печальны и в слезах. Кстати, в одной свое ранней работе я показываю, что смех физиологически связан с расслаблением после успешно решенной задачи, которая оказалась гораздо легче, чем мы предполагали. А слезы физиологически связаны с расслаблением после отказа от задачи, решить которую мы не в силах решить.

 

УЖ-23. Например, воскресить из мертвых любимого человека.

 

ЯФ-23. Хороший пример, характерный.

 

УЖ-24. Понятно, что весь в слезах — это меланхолик. Но это хорошо работает, если смех. А если «смех сквозь слезы»? Или как у Гоголя — «видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы»?

 

ЯФ-24. Вы нащупали самое интересное. Но это начало отдельной темы

 

 

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

 

ЯФ-1. Помните, мы предполагали, что кривая разогрева у данного человека одна и та же на любых классах задач? Так вот, я предположил, что у каждого полушария своя кривая разогрева и что они не совпадают. Какое полушарие в данном классе задач ведущее, такую кривую разогрева и будет демонстрировать человек.

 

УЖ-2. Пример приведите.

 

ЯФ-2. Вернемся к произведениям Александра Пушкина. В одних своих произведениях (например, эпиграммах) он быстрый и ядовито-саркастичный. А в других (например, в элегиях) печально-медленный.

 

УЖ-2. Ну да. «В академии наук заседает князь Дундук». Это холерик написал.

 

ЯФ-2. А вот это — «Унылая пора, очей очарованье» — это кто написал?

 

УЖ-3. Ясное дело кто. Меланхолик, вот кто.

 

ЯФ-3. А теперь вернемся к нашей таблице.

 

1

Параметр

Левое

Правое

Нет

2

%%

   

3

Разогрев

   

4

Вход

   

5

Центр

Тексты

Картинки

Схемы

6

Выход

   

7

Уровни 1-2

   

8

Уровни 3-4

   

9

Деятельность 1-2

Дуэли

Дружба и любовь

 

10

Деятельность 3-4

Карты

Чтение, письмо, сочинение

 

 

Наша задача — к одному полушарию отнести Холерика, а к другому Меланхолика.

 

УЖ-4. Пейзажи у Пушкина как правило медленные и печальные. Поэтому там где картинка, там меланхолик.

 

ЯФ-4. Согласен. Вот так

 

1

Параметр

Левое

Правое

Нет

2

%%

   

3

Разогрев

Холерик

Меланхолик

 

4

Вход

   

5

Центр

Тексты

Картинки

Схемы

6

Выход

   

7

Уровни 1-2

   

8

Уровни 3-4

   

9

Деятельность 1-2

Дуэли

Дружба и любовь

 

10

Деятельность 3-4

Карты

Чтение, письмо, сочинение

 

 

УЖ-5. Но ведь в памяти потомков Пушкин остался холериком, однозначно?

 

ЯФ-5. Вот об этом следующая тема

..............................................

Дальше можно читать статью в открытом виде на сайте или целиком в zip-файле

 1    2    3

Яков Фельдман. Как построить карту личности. Статья. HTM. Размер zip-файла 13 Кб.

Загрузить!

Всего загрузок:

Подоконники мюллер официальный сайт купить подоконники для пластиковых окон цена сайт.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com