ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Дмитрий ДРОЗД


ТАВРЫ
Глава из экспериментально-классической поэмы
«История Крыма»

С моей точки зрения она интересна и как спор с утверждением Аристотеля, приведенном в эпиграфе (ответ остается за читателем). И как самостоятельное произведение с редким для русского стихосложения метром, близким к греческому, и, кажется, совершенно новой — анаграммной рифмой (на ней построены 12 строк строфы, с плавным переходом к следующей строфе)

Историк и поэт различаются не тем,

что один говорит стихами,

а другой прозой.

Ведь сочинения Геродота

можно было бы переложить в стихи,

и все-таки это была бы такая же история в метрах,

как и без метров.

Аристотель. «Поэтика».

1. Геродот верно говорит: тавры грабежом живы и вредят грекам:

2. Города грабят, не щадят храмы и в горах прячутся в пещер мрак.

3. Комаров численнее рой варваров, зверью равных — не блюдут рамок,

4. Одному преданы: наград краше от крови вражеской вся грудь мокрая.

5. Повернуть варваров дано Роком, как дано в горы повернуть рекам:

6. У бойца каждого рука дрогнет, если в бой ринется дикарь с криком.

7. Попадись пленник — принесут в жертву на алтарь Деве, да орлам в корм:

8. Гордеца тушку под кумир бросят, а башку на кол под насест курам.

9. Извести б с корнем их, тавром метить, да скорей греков угостят горьким,

10. Наградят цепью, продадут в рабство — не бывать Тавру нам родным краем.

11. Но должны вызубрить урок диких — принимать смирно, что дано Роком:

12. Закопав падших, до утра пляшут как в большой праздник и орут громко:

13. «Не умрет мертвый, он рожден будет, ведь бойца славного призвал Гром…»

14. Покорить вряд ли тот народ можно, для кого гибель не была горем.

15. Как гласит мудрость: не враждуй с сильным — до времен лучших притворись другом,

16. Отдавай золото, храни голову — побед больше наживешь торгом,

17. Чем любой битвой. Не числом, силой и мечом верным, а умом выиграем.

18. Где царит глупый, не спасти полиса ни валов поясом, ни стен кругом:

19. Города наши превратят в пашни, и дела греков прославлять граем

20. Будет хор грачий… Не хочу верить, что сойдем в Лету, без следа выгорим —

21. Не горят камни. Через лет тысячу сохой пахарь или вол рогом,

22. Ковырнув землю, из нее вывернет монет горстку или столб гермы...

23. Сохраним веру, имена наши, и зажгут факелы святым играм

24. В краю северном, где рек русла и земля скрыты под снегов творогом.

25. Может, все лучшее, что в нас было, не прельстясь прочим, сохранит враг?

26. А века вправе пренебречь бренным, и, вторых зная, позабыть первого.

27. Не Гомер смертен — языки наши, и стихи будут на другом говоре.

28. Нет племен избранных — кто нос поднял, возомнив богом, того Зевс сверг.

29. Но герой будет на Олимп принят из земель всяких — нет племен извергов.

30. Но пока кроме моряков пленных ничего тавры не несут в горы.

31. Как гроза быстрые ладьи диких, со скалы выследив, трубят в рог,

32. И узрят плывшие из стран дальних рыбаков грязных и до плеч гривы,

33. Осознав поздно, что улов нынешний не сеть сельди. Но и жизнь выиграв,

34. Кто любим Роком, под ярмо встанет, кто судьбой брошен — принесен в оргии

35. Божеству в жертву. И не жди жалости от кровь пьющих и ума здравого

36. От людей верящих, что смерть — благо, потому яростных, как пасть тигрова.

37. Каждый муж должен защищать родину и дом отчий и отдать, жертвуя,

38. Свою жизнь ради торжества правды и за те ценности, каким верит,

39. Но легко ль примешь, что богам вражьим, словно бык, будешь поднесен завтра?

40. Дикари сами не горят жаждой для чужих почестей кишки рвать:

41. Так цари Таврики (а их родину, страну горную и почти остров,

42. Окружил ласковый к гостям Понт и его Мать, Скифию на две четверти

43. Те моря моют от границ с Фракией) не шли к скифам, воевать против

44. Колесниц Дария. Они думали, что друг друга истребят, бритве

45. Божества битвы принесут жертву, а ему палец не клади в рот —

46. Оторвет руку. Но в свою очередь ордой скифов не глупцы правят:

47. Хоть сильны рати, но сильней голод. По степи мчались побыстрей ветра

48. Впереди полчищ, чтоб воды капли для врага не было, и жгли травы...

Комментарии:

Тавры были единственным исконным населением Крыма, Причерноморья и Тамани, которое упоминалось в греческих мифах времён Троянской войны (XIII в до н.э.), в трудах античных и византийских учёных с V в. до н. э. по XIII в. н. э.

1. Геродот, 485 — ок. 425 гг. до н.э., греческий историк. Родился в Галикарнасе, греческом городе в Карии, основанном дорийцами. После 450 г. он навсегда покинул родной город и долго жил в Афинах, тогдашнем культурном центре греческого мира. В разные периоды своей жизни Г. совершил ряд путешествий. Кроме Малой Азии и Греции, он объехал побережье Черного моря, страну скифов на территории нынешней Украины. В четвертой части свой «Истории» Г. описал население и традиции Скифии и Таврии. Цицерон не без основания назвал Г. «отцом истории».

У Геродота: «Живут тавры разбоем и войной».

7. У Геродота: «У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море следующим образом. Сначала они поражают обреченных дубиной по голове. Затем тело жертвы, по словам одних, сбрасывают с утеса в море, ибо святилище стоит на крутом утесе, голову же прибивают к столбу. С захваченными в плен врагами тавры поступают так: отрубленные головы пленников относят в дом, а затем, воткнув их на длинный шест, выставляют высоко над домом, обычно над дымоходом. Эти висящие над домом головы являются, по их словам, стражами всего дома».

13. Гром — в большинстве языческих религий верховным богом был бог грозы и молнии (напр., Зевс и Перун).

22. Гермы — пограничные столбы.

35. У Геродота: «Военные обычаи скифов следующие. Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь».

42. Черное море греки называли Евксинский Понт — Гостеприимное море, а Азовское — Меотида и Матерью Понта. У Геродота: «Отсюда идет гористая страна, лежащая вдоль того же моря. Она выдается в Понт и населена племенем тавров… две четверти границ Скифской земли (на юге и на востоке) окружены морем…»

43. Поход Дария на скифов в 514 г. до н.э. У Геродота: Цари же … тавров дали скифам такой ответ: “Если бы вы прежде не нанесли обиды персам и не начали войны с ними, тогда мы сочли бы вашу просьбу правильной и охотно помогли бы вам. Однако вы без нашей помощи вторглись в землю персов и владели ею, пока божество допускало это. Теперь это же божество на их стороне, и персы хотят отплатить вам тем же. Мы же и тогда ничем не обидели этих людей и теперь первыми вовсе не будем враждовать с ними. Если же персы вступят и в нашу страну и нападут на нас, то мы не допустим этого. Но пока мы этого не видим, то останемся в нашей стране. Нам кажется, что персы пришли не против нас, а против своих обидчиков”.

48. У Геродота: «Скифы стали отступать, угоняя скот, засыпая колодцы и источники и уничтожая траву на земле».

 1    2   

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com