ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Татьяна ДАНИЛЬЯНЦ


В ПУТИ ПРИГОДИТСЯ ВСЁ
(О книге: Надя Делаланд. Нужное подчеркнуть. — М.: Издательство Российского Союза Писателей, 2016. —
Серия: «Лауреаты национальной литературной премии «Поэт года»)

Название новой книги стихов Нади Делаланд «Нужное подчеркнуть» само подсказало форму отклика: в нём заложена предоставленная читателю свобода — каждый может найти в этой книге своё, нужное. Будем же двигаться по текстам и подчёркивать то «нужное», которое не смогло обойти нас своим вызовом. Вызовом в вечное. В вечные смыслы и вещи. Вот их краткое, потому что на полное не хватит никакой рецензии, перечисление.

 

1. Делаланд «гнёт» язык. Как скульптор, без нажима. Уверенно, даже не оглядываясь на результат. Результат хорош. Примеров — множество. Выразительное, но не нарочитое «косноязычье» поэтической речи Делаланд придаёт её стихам абсолютную узнаваемость. Эти удивительные «скульптуры» смыслов/образов застывают, ложатся в память, их можно там складывать, чтобы снова и снова наслаждаться ими.

 

Осеннее: увидев эту галку

с прозрачными глазами для шитья

и прочей фурнитурой (когти, перья),

теперь я понимаю — что почём...

 

________

 

Ты очень вовремя. Заходи. Ещё полчаса —

и ты бы меня не застал — ни здесь и ни где-то...

 

2. Предельная откровенность говорящего. Нет тем, которых Делаланд стыдится или считает нужным замалчивать. Жизнь. Смерть. Близость. Оттого взгляд, брошенный поэтом на самые понятные (и совсем непонятные) ситуации и случаи, приносит облегчение и читателю.

 

Обнимаю подушку, говорю: «Любимый, я умирать,

ты ещё посидишь?» — и кладу на столик

золотистый браслетик. Подавляю нервный рефлекс

обо всем написать — это больше не нужно.

Потому что я дура, как dura lex.

Потому что ты больше меня не любишь.

 

Отчуждение от себя, взгляд со стороны, сбоку, сверху, снизу... так, чтобы смогло войти что-то ещё. И — что это, кстати? Может быть, свет? И свет — тоже. «Фиолетовый». «Синий». «Зелёный».

 

Багульник зацвел фиолетовым светом

и вот иномирен теперь и лучист

кварцует всю кухню и пахнет бессмертно

весенним осенним дрожаньем свечи

 

4. Попытка посмотреть на себя «с той стороны зеркального стекла» (по Тарковскому) стремится охватить невозможное: взгляд после/над смертью. Занятия разными практиками, в том числе холотропным дыханием, совершенно отчётливо дали автору дополнительный опыт сближения с небытием.

 

Вот оно: примет меня земля,

буду и я колоски рожать.

 

________

 

Смерть страшна для тех, для кого страшна.

 

5. Ощущение жизни — как круговерти — как Месяцеслова. Природная жизнь, жизнь природы, которая ошарашивает своим разнообразием красок, деталей, нюансов, через сезонность-кружение которой прорывается неудержимая радость и неудержимая витальная страсть. С удивительно прямым взглядом на то, что всё однажды закончится.

 

Подведи мне итог, я хочу на него посмотреть,

заглянуть ему вглубь через эти прозрачные дыры.

 

И, как единственно возможная примирительная стратегия, строительство моста между живыми и мёртвыми.

 

Медленно обучаюсь передавать

вещи на небо буквами, запасаться

памятью, передав на неё права,

не дожидаясь всяких таких вот санкций,

чтобы оттуда, где нет дышать,

где остановка времени и пространства

прорезь, — читать по памяти, завершать,

переводить обратно, так и остаться,

чтобы свести под общий и, сидя в нём,

с не языка другого — в язык и — этот,

руки держать на оба, взять их вдвоём,

быть их вдвоем, свести на себе два света

 

клином одним заклинило так и вот,

Господи, посмотри на мой перевод.

 

________

 

умирать совсем не страшно

надо только захотеть

рыжий лес увидеть сверху

горы тихие и степь

спящую

совсем не сложно

надо просто лечь в постель

и смотреть на лес и горы

рыжий тихие и степь

спящую

совсем не больно

просто вышагнуть скользнуть

за дыханием сквозящим

в синеву и белизну

 

6. Эротизм — то нарастающий пожаром, то почти неуловимый, но пронзительный и печальный. Стихотворной ли речи, жизни ли, за ней располагающейся. Эротизм, который сближает и примиряет всё со всем. Вспышки страсти напротив смерти... хоть и через протест/боль. Ещё один мост, через «эрос-танатос».

 

Нежность, как смерть. Обе зреют уже внутри.

Первая ближе. Вторая немного проще.

 

________

 

Тело моё, состоящее из стрекоз,

вспыхивает и гаснет тебе навстречу,

трепет и свет все праздничнее и крепче,

медленнее поднимаются в полный рост.

<...>

Эту музейную редкость — прикосновенье

и фотовспышка испортят и повредят.

Можно использовать только печальный взгляд,

долгий и откровенный.

 

7. И, конечно, яркая, динамичная самоирония.

 

Я бешеный огурец: дотронулся — весь в стихах.

Даже смешно. Даже грустно. Даже противно.

Всё-таки — даже смешно.

 

8. Какая-то искрящаяся, феерическая радость жизни, стопроцентный витализм, понимание уникальности каждого прожитого момента на этой земле.

И снова: примирение, смирение, любовь. Любовь-жалость.

 

Когда кто-нибудь подходит ко мне слишком близко,

так близко, что видно пиксели моей пудры,

так близко, что шепотом — слишком громко,

так близко, вот так — близко,

мне не следует отходить от него подальше,

а следует взять его за образец

того, что нужно чувствовать к любому человеку,

к любому другому человеку,

чувствовать к другому, когда любишь,

к другому, которого не любишь,

который далеко, незначительно, мало, ничтожно.

Уже ушёл.

 

________

 

Смеющихся громко, бегущих под ливнем,

смеющихся тихо и прячущих слезы,

совсем одиноких, безумно счастливых,

больных и здоровых, смешных и серьёзных,

<...>

...спаси, сохрани, не ругай их,

им больно.

 

9. И, конечно, чувство Бога, без которого — невозможно обрести и эту радость, и это прощение, и эту любовь.

 

...в центре тебя нахожусь

в окруженье в сердце

это суфийски щенячая радость

жизни

вечной и бренной

жизни

радость и нежность

 

Стихи Нади Делаланд транслируют не надуманные, но и не прописные истины; всё это добыто из человеческого, выстраданного опыта, ну, и, конечно, из опыта языка... Поэтому всё пригодится в пути, всё «нужное», всё то, «что подчеркнуть».

Опубликовано 20 ноя 2016

Стихи Нади Делаланд

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com