ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Мария БУШУЕВА


С ПАЧКОЙ «ЯВЫ», С БАНКОЙ ЯДА

 

«Не материк, а поэтический остров, обладающий всеми чертами собственного микрокосма».

Иван Шишкин. Крестовский остров в тумане. 1880—1890-е. Русский музей

 

Мария Бушуева

«Независимая газета».

19.09.2017

http://www.ng.ru/poetry/2017-08-17/13_899_java.html

 

 

Книга Игоря Куницына четко соответствует главному принципу издательского отбора. Это не сборник разрозненных стихов, а именно книга, объединенная единым настроением — меланхолическим, единой темой — темой смысловых несовпадений двух миров, внутреннего и внешнего, и единой поэтической стилистикой. И то, что это цельная книга, очень ценно. Более того, возможно, «Портсигар» — та самая книга Игоря Куницына, которую он будет продолжать. Потому что, на мой взгляд, поэтическое развитие автора достигло в «Портсигаре» апогея. Поэт явлен читателю вполне состоявшимся, находящимся в высшей точке своего воплощения — и нужно или кардинально меняться, уходя от этой тематики и поэтики, то есть становиться другим поэтом, или сохранять верность обретенному. Изменение, наверное, и не нужно: «Портсигар» — не материк, а небольшой поэтический остров, обладающий всеми чертами собственного поэтического микрокосма, основа которого — биографическая наглядная реальность, а средство передвижения по нему — воображение. Воображение играет в этих стихах двойную роль, с одной стороны, метафорически преображая реальность, с другой — уводя от прозы реальности и от болезненного чувства психологического и социального несоответствия.

 

Глаза прикрываю,

макая катушку

удилища в речки холодную

тушку.

И вижу — в ресницах игрой,

оголтело

взлетело со дна полоснувшее

тело

слюду роговицы.

Рыбячии стайки!

И небо воды колыхнулось

на майке.

И запах ракушек волной

перламутра

кругами разлился от утра

до утра.

...

И неба реки почерневшие

брови

со вкусом заката

и запахом крови

нахмурились над перепуганной

в иле

невиданной рыбой

чудовищем или.

 

С виду случайный подбор впечатлений поддерживает доминирующую меланхолическую интонацию, самоорганизуясь в определенную последовательность подбора незначительных деталей (с иллюзией неопределенности). Автор создает картину как бы поэтического «провала» в щель между двумя жизнями, точнее, двумя способами существования. Это стихи «промежутков жизни», если вспомнить известные строки Игоря Шкляревского: «Есть какая-то сладкая грусть в промежутках и паузах жизни». Только грусть лирического героя Игоря Куницына вовсе не «сладкая», это грусть недовоплощенности важных жизненных целей, особо остро ощутимая по контрасту с воплощенностью поэтической, это депрессивная паутина «зависания» между жизненных дорог.

 

Выпей чаю, покури

и на стуле покачайся,

ничего не говори,

ничему не удивляйся —

либо слава и успех,

либо так же, как у всех.

 

Эмоция понятна: поэт в приведенном стихотворении хочет быть услышанным. Что при современном положении поэзии и авторов — сложно. Именно потому ныне поэзия или уходит сама в себя, провозгласив эзотеричность стихотворного текста самоцелью, или все-таки, выходя к людям, робко надеется на отклик и оттого становится проще, доходчивее, ближе к дневниковым записям и беседе с другом (а чаще — с самим собой). Стихи Игоря Куницына ближе ко второму типу. Они и рождаются для читательского сочувствия и, вполне возможно, обретают больший смысл и даже большие поэтические достоинства, входя в контакт с читательской ответной эмоцией. Но порой личное отодвигается, обращается в тень — и высвечивается метафизическая подкладка бытия. Тогда Игорь Куницын от поэтов современных, близких ему в той или иной степени (Марина Кудимова, Станислав Ливинский и пр.), делает шаг в прошлое — к классике, причудливо соединяя Сашу Черного (вспомним его строки: «Словно житель Марса, наблюдаю/ С завистью беззлобной из угла:/ Нет пути нам к их простому раю,/ А ведь вот он — рядом, у стола...») с Иваном Буниным («Что ж! Камин затоплю, буду пить.../ Хорошо бы собаку купить».)

Собственно говоря, два берега, между которыми путешествует поэтический катер Игоря Куницына, — некий иронически-фантастический «отлет» от реальности в ответ на ее болезненные уколы и печально-жалобная интонация исповедального нарратива. Такая интонация — как результат ущемленности жизненных смыслов, зажатых довлеющим прагматизмом, — не редкость в современных стихах. Причем настоящая причина ее всегда вуалируется, отчего острая вершина эмоционального конуса, изначально вдохновенно устремленного ввысь, автоматически летит вниз, вызывая остродепрессивный стихотворный призыв к читателю и его сочувственный отклик.

 

Потом я понял — он поэт.

Он знает истину простую,

что днем, когда повсюду

                                        свет,

он проживает жизнь пустую.

 

И еще более остро:

 

Банка пива, пачка «Явы» —

это все, что нужно мне.

Я мечтал добиться славы,

но остался в стороне.

 

Все поэты ходят вместе,

переписываются.

Я один топчусь на месте,

зубы стискиваются.

 

Может, так оно и надо —

растворяться одному

с пачкой «Явы», с банкой яда

в поэтическом дыму.

 

Есть в книге «Портсигар» и проходные стихи, более слабые, почти вторичные. И это вполне нормально: такие стихи служат или фоном для других, сильных, или их эхом. Выскажу довольно очевидную мысль: если книга цельная, слабые стихи в ней — нужные штрихи для создания единой своеобразной поэтической картины. Помните у Льва Толстого о маленькой княгине: «Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее — короткость губы и полуоткрытый рот — казались ее особенною, собственно ее красотой»? И с поэзией так.

Стихи Игоря Куницына

Олег Демидов. «Je suis йети». Рецензия на книгу И.Куницына «Портсигар»

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com