ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Александр БОБКОВ


Об авторе. Контакты

ОСОБЕННОСТИ ВИДА HOMO SAPIENS

Считать, что человек является вершиной интеллектуального

развития во Вселенной, сегодня уже также нелепо, как и

объявлять Землю центром мироздания

 

Согласно современным научным данным, появление на Земле первых антропоидов, то есть, человекообразных существ: олигопитеков, проплиопитеков, эгиптопитеков датируется приблизительно 28-33 миллионами лет. Однако наиболее древний предок современного человека начал свой путь по Земле гораздо позже — всего около двух миллионов лет тому назад.

Изучением естественной истории человека: появления на Земле, различных вариаций его вида во времени и пространстве, биологической и социальной эволюции, занимается наука антропология.

Всё, что известно о «древнем человеке», вплоть до современной эпохи, основано на данных по изучению многочисленных, но разрозненных палеонтологических находок, относящихся к самым различным, растянутым в тысячи и миллионы лет периодам существования Земли.

К выдающимся находкам палеонтологов безусловно принадлежат костные фрагменты тел «древних людей», и в первую очередь — их черепа. Среди них: останки питекантропа, найденные в Индонезии и на острове Ява; неандертальцев и кроманьонцев — во Франции и Германии; синантропа — в Китае; зинджантропа и австралопитека, — в Африке, и так далее...

Согласно официальной науке, основывающейся на так называемой «геологической летописи Земли», «эра питекантропа» относится к нижнему палеолиту» (приблизительно 500000 — 120000 лет тому назад). В этот период времени человек, в виде сообществ, уже заселял значительные, в основном равнинные территории Земли, постепенно переходя на высокогорья. Сам первобытный человек, по многим морфологическим и физиологическим признакам, отличался значительным разнообразием, что было предвестником появления этнических и расовых различий.

К эпохе «среднего палеолита» (приблизительно 120000 — 40000 лет тому назад), условно, можно отнести появление неандертальца. Некоторыми «штриховыми» отличительными признаками этого типа людей можно считать: их умение строить для себя жилища; использование погребального обычая; заселение территорий Земли с умеренным климатом.

В последующие периоды времени человек постоянно прогрессировал во всех направлениях, касающихся как развития самого человеческого сообщества, так и занятия и освоения всё новых и новых территорий.

В частности, в период «верхнего палеолита» (приблизительно 40000 — 12000 лет тому назад), появились уже довольно сложные для первобытного человека каменные орудия труда и охоты; сложилась вся система «адаптационных типов людей» по всем территориям Земли, включая северные; в том числе, и арктический район. Считается, что в это время через Берингов пролив произошло заселение Северной, а затем — и всей Америки.

Хотя возникновение настоящего промышленного производства датируется 1700 — 1800 гг. нашей эры, появление зачатков производства и производственных отношений в жизни людей относят к эпохам мезолита — неолита (приблизительно 12000 — 5000 лет тому назад).

Образно говоря, уже в то далёкое время человек от «присваивающей экономики» (собирательства) — перешёл к экономике производящей. Появились первые ремёсла: гончарное и шлифование камня.

Примерно за восемь тысяч лет до нашей эры получило развитие сельское хозяйство. Для обработки почвы стали использоваться деревянные и каменные плуги; началась ирригация возделываемых полей с первыми сельскохозяйственными культурами. Человек стал приручать диких животных, заниматься их «одомашниванием». Охота также приобрела формы планового промысла и ремесла. Появилось скотоводство.

Древние поселения расширялись, постепенно превращаясь в города. Плотность населения увеличилась настолько, что человечество стало страдать от эпидемий инфекционных болезней, голода; особенно, в неурожайные годы.

Можно сказать, что уже с тех давних времён на Земле сложились уникальные демоэкосистемы (антропогеоценозы) — целостные экологические биосистемы, включающие в себя, наряду с человеком и окружающими его животными, саму природную среду в пределах биосферы Земли.

Безусловно, говоря о прогрессирующем развитии человека, особенно в последние тысячелетия до нашей эры, надо прежде всего иметь в виду развитие его черепа и мозга. Сразу же следует оговориться, что согласно многочисленным свидетельствам палеонтологических находок костных останков «древних людей», по морфологическим признакам, в том числе, по структуре и ёмкости черепа, можно утверждать, что различия между мозгом человека каменного века и современного «Homo Sapiens» — относительно невелики. Вместе с тем, различия в культуре, — огромны.

Так, в чём же дело? Что это за ярко выраженная «культурная эволюция» без чётко выявляющихся новых морфологических признаков? И до сих пор вопрос о механизме прогрессивного эволюционного движения человечества вперёд, остаётся главным и всё ещё таинственным... И в этом плане, конечно же, особого внимания заслуживает проблема развития у человека индивидуального сознания. С повестки дня, и сегодня не снимаются вопросы об «архитекторе», «создателе высокосознательной жизни»...

Надо сказать, что пути мировых религий на разных этапах развития человечества (от древнего язычества — и до современного христианства, католицизма, иудаизма, мусульманства и буддизма), подтверждают мысль о необходимости, наряду с чисто научными, — и «реально-мифологических» представлений человека о неких основополагающих, но пока запредельных для его разума явлениях и процессах.

Дело в том, что человек, часто не понимая сути вещей, изобретает в своём уме материальное подобие (модель для изучения), которое сплошь и рядом оказывается лишь определённым, не всегда и не совсем верным, а иногда и совсем неверным этапом проникновения в сущность происходящего.

В свете некоторых старых, но по-новому осмысливаемых сегодня событий и фактов прошлого, а также современных научных и философских «приобретений», нельзя не видеть явной диспропорции современной классической концепции происхождения человека с теорией антропогенеза, с одной стороны; и значительного числа этих «старых-новых» полунаучных и реально-мифологических, и пока ещё даже мистических представлений, основанных на вековой кладези знания и мудрости человека, — с другой...

В частности, сегодня уже ни для кого не секрет, что развитие человеческого общества на протяжении обозримого исторического периода происходило отнюдь не строго поступательно прогрессивно, а волнообразно, с периодами как различных позитивных ускорений, так и явных провалов, деградации, «мракобесия», и даже «одичания»... За примерами, далеко ходить не надо... С одной стороны — относительно поступательное прогрессивное движение в странах Европы, Америки, некоторых евро-азиатских районах мира; но с другой, — тотальный социально-экономический кризис, и как следствие, практически непрекращающиеся гражданские войны во многих странах Ближнего Востока и Африки. Здесь, и Судан, и Сирия, и Афганистан с Пакистаном, и так далее...

То есть, эволюционное развитие человечества в различные исторические периоды может идти как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». И у нас, даже сегодня, нет никакой уверенности в том, что современное состояние развития человеческого общества является «исторической вершиной» в научном, и особенно, — в нравственном и интеллектуальном выражениях. Достаточно вспомнить о египетской цивилизации, греко-римской культуре, о ещё более древних цивилизациях и народностях, населявших регионы Индокитая, Южной Америки...

Упоминающиеся в трудах великих мыслителей древности ( Платона и других) цивилизации лемурийцев, атлантов, арийцев, возможно даже превосходили современное человечество не только нравственно и духовно, но и по уровню развития науки и техники.

Согласно этим же древним источникам, на определённых этапах истории Земли, вследствие чрезвычайных обстоятельств-катастроф, типа затопления огромных территорий, или столкновений Земли с космическими телами, имела место массовая гибель всего живого, с весьма пагубными последствиями для развития жизни, в том числе, и человеческого рода. Целые цивилизации вымирали, а оставшиеся в живых их представители деградировали духовно и физически, и представляли уже, вместо перспективных в эволюционном плане видов, отмирающие «ветви» прежде могущественных цивилизаций людей. Вспомним здесь о существовании в наши дни «современных аборигенов» в Австралии, Южной Америке и Африке... А не принимающие современных цивилизационных ценностей, распространившиеся по всему земному шару цыганские поселения? Разве не производят все они впечатление племенных остатков вымерших видов человечества далёкого прошлого?

Поэтому, сегодня, нам нельзя быть абсолютно уверенными и в том, что питекантроп, неандерталец, австралопитек, и другие так называемые «предлюди», действительно — прямые предки современного человека, и что они не являются деградировавшими потомками людей ещё более древних культур и цивилизаций.

Что касается представлений «древних» о посещениях, и даже частичном переселении на Землю «инопланетян», то, с началом в двадцатом веке космической эры «землян», возможность осуществления космических полётов, по крайней мере, в пределах Солнечной системы, становится уже понятной современному человеку... То есть, получается, что все мы, люди — космонавты. А если ещё предположить существование в космосе более высоких цивилизаций, чем на Земле (с чем сегодня тоже трудно спорить), то посещение нашей планеты в труднообозримом прошлом «космическими пришельцами», — не такая уж и нелепость...

Более того, современная наука всё более склоняется к точке зрения, что эволюция жизни на Земле — это всего лишь необходимое обязательное звено общей прогрессивной эволюции во Вселенной. Отсюда и предположение о возможном существовании высшего по отношению к человеку «космического сознания». А если это так, то логическая цепь рассуждений неизбежно приводит нас к мысли о том, что высшее сознание космоса (ВСК) не должно быть прямой функцией или «продуктом» низшей по отношению к нему материальной структуры человеческого организма — его головного мозга.

Высшее, вообще, не может быть функцией низшего (П. Успенский). И современная физиологическая теория отражения мозгом реальной действительности (И. Павлов, П. Анохин) совершенно этому не противоречит. Действительно, если головной мозг отражает картину внешнего мира, в том числе и космические структуры и явления, то почему бы ему не являться также «зеркалом», отражающим высшее по отношению к нему «сознание космоса»?

При этом, безусловно, человеческий мозг мог бы отражать лишь небольшую часть «космического сознания», подобно тому, как мозг высшего животного, например, собаки, может отражать лишь небольшую часть сознания человека.

Здесь мы коснулись вопроса об уровнях сознания живого в его эволюционном и метафизическом аспектах. С одной стороны, сознание эволюционирует точно так же, как эволюционируют все материальные морфологические и физиологические структуры и механизмы жизни; но, с другой, — оно (сознание), со всеми его функциями и содержанием (мыслями, волей и высшими чувствами), пока относится к метафизическому миру... Ни одного его элемента мы не можем познать объективно с помощью наших пяти физических органов чувств, научных приборов, или вычислений.

Но сегодня мы не просто предполагаем, но уже и знаем точно, что в метафизическом мире идей, мыслей и высших чувств человека (нравственного, эстетического, религиозного, и других) также действуют «законы эволюционирования», но уже иного, внебиологического плана.

Возвращаясь к уровням сознания жизни, следует ещё раз заметить, что более широкое и глубокое высшее сознание всегда держит под наблюдением сознание более узкое и поверхностное, то есть — низшее; и никогда — не наоборот... За земными примерами далеко ходить не надо...

Весь наш животный и растительный мир потому и наш, что находится постоянно под контролем сознания человека. Животные безусловно чувствуют этот контроль, наблюдают визуально, но осознают его только в силу уровня своей физической и психической организации. Одни виды животных видят человека, другие — только слышат, третьи — и не видят и не слышат, но «чувствуют» его присутствие, подобно тому, как и сам человек, в течение тысячелетий, «шестым чувством ощущает» высший по отношению к нему разум, но не может к нему приблизиться из-за разноуровневой организации человеческой психики и «космического разума». В этом смысле, можно даже договориться и до того, что все мы, люди — марионетки, заложники этой жизни и её трудно предсказуемых, а часто — и совершенно непредсказуемых обстоятельств...

Вместе с тем, человек, кроме сознания, обладает ещё и духовностью, включающей в себя и самосознание, и интеллект, и культуру, и высшие, так называемые «элитные чувства». Именно от слияния воедино проявлений интеллектуальной сферы человека: его идей, понятий и умозаключений с высшими чувствами в виде морали, эстетического восприятия мира, философского и религиозного самоощущения — эволюционно и исторически рождается новый вид психики человека, по нынешним меркам, «сверхчеловека», — человека будущего...

Безусловно, в изучении антропогенеза рано расставлять точки; только запятые, после которых можно будет вписывать в его историю всё новые и новые, может быть, и немыслимые пока страницы человеческого бытия.

Говоря о современном состоянии вопроса, можно смело констатировать, что основа научных и философских изысканий по вопросу об эволюции вида Homo Sapiens — настояща, конкретна, всеохватывающа, «научно вооружена», непрерывна и без купюр (в отличие от геологической летописи Земли).

Но не стоит торопиться, и во что бы то ни стало, уже сегодня бежать впереди паровоза. Великий эксперимент уже давно начат... и продолжается...

Давайте попробуем теперь посмотреть на эволюцию человека, как части природы Земли, с точки зрения новой, перспективной научной дисциплины — психофизики.

Сегодня можно уже не сомневаться в том, что в задачу разумного ответа людей на вызовы тоже разумной и тоже по-своему активно развивающейся и эволюционирующей природы, прежде всего входит расшифровка её (природы) информационных кодов. Легко сказать... Ведь это — волновые психофизические коды природы Земли, и космоса в целом... Последние, безусловно определяют процессы человеческого развития-деградации, материального и духовного совершенствования, а следовательно, — и эволюции его сознания.

Но откуда всё это берётся? Каковы истоки жизни на Земле? Согласно мнению признанного по данному вопросу во всём мире авторитетом русского академика В. Вернадского, энергия космоса трансформируется в земную энергию, превращая «косное» вещество планеты — в живое. Так называемое изотропное пространство физики, при этом, в результате его эволюции, организуется в анизотропное жизненное поле с чётко обозначенными пространственно-временными границами.

А ведь это и есть — эволюция физической, а скорее, психофизической природы вещей, в живые материальные и нематериальные структуры и процессы. Наличие таковой доказывается законами физики «элементарных» частиц-волн, взаимопревращениями материальных частиц и нематериальных волн света. Превращение косного вещества планеты в живое может быть проиллюстрировано минеральными и живыми формами существования на земле вируса.

Что касается конкретно человека, то его становление безусловно происходит на путях взаимодействия отмеченных выше закодированных программ развития природы и космоса в целом, — с таковыми человека. Отметим две программы развития людей и назовём их условные коды так: а) биологический генетический физико-химический код жизни и б) волновой психофизический негенетический код сознания.

Конечно, в идеале все программы природы и человека должны были бы иметь полностью прозрачный коммуникабельный эфир. Ведь взаимодействие человека с внешним миром может быть только многосторонним информационно-энергетическим процессом взаимодействия разумных систем, ведущих постоянный диалог друг с другом в пространстве и времени.

С позиций научного осмысления психофизической реальности мира, сегодня можно уже смело предположить, что основой физической, визуальной реальности человека на Земле является непроявленный, сознательный и нередуцируемый субатомный психофизический пласт мыслительного типа. Последний являет собой абстрактные, но предрасположенные к конкретным материальным воплощениям волновые формы мыслительных процессов во всём их многообразии и взаимодействии. Подобно геному клетки, он способен к раскрытию своего информационно-энергетического потенциала путём проявления в материальном физическом мире локальных форм и функционирующих живых систем разного уровня сознания.

На новом витке развития сознания, у человека Земли даже возникло новое качество чувств, имеющих весьма отдалённое отношение к своим полуматериальным «предшественникам» (продуктам физиологических органов). Постепенное взаимодействие этих, так называемых высших эмоций (или элитных чувств) человека с его усовершенствованным интеллектом, со временем, должно было привести к новому качеству (новой ступени) сознания — интуитивному мышлению. А духовные понятия и интуитивное осмысление жизни могли полностью заменить материалистическое видение мира через ощущения, представления и понятия психики современного человека. В этом варианте, речь могла идти о своеобразном разуплотнении мыслящей материи в пользу духовного развития сознания.

Даже если оперировать только логикой, то на фоне известных научных данных о происхождении многих космических объектов Вселенной, и Земли в частности, не покажется абсурдной и точка зрения о происхождении жизни на Земле путём постепенного уплотнения, с последующим образованием своеобразных «сгустков психической энергии космоса» с большими объёмами информации.

По аналогии с биологическим генофондом, применительно к человеку, сегодня следовало бы уже говорить и о «негенетическом психофонде» («мимофонде по Р. Докинзу; от греч. «мимем» — имитация). Конечно, эволюция психофонда (психокомплексов) человека строго индивидуальна, и по сути, — должна быть эволюцией его «Я», его интеллектуальным и духовным совершенствованием. И если главными «воротами» в эволюцию генома и его генетическую память являются половые железы, при непосредственном участии которых, в основном, наследуются биологические признаки, свойства и качества человека, то главным входом-выходом наследуемой негенетическим путём психической информации-памяти, конечно же, является его мозг.

В отличие от памяти генома, психическая память человека является памятью, которая, при необходимости, развёртывается (эксплицируется) мгновенно из сознания и Подсознания, и которая предположительно, также как и память генома, локализуется не только в конкретном органе, но и во всех структурах и тканях организма. Не исключено, что «паттерны сознания», или «мимы», в головном мозге человека, опять-таки по аналогии с генами, имеют свою собственную «субнейрональную нематериальную структуру».

Естественно, что память у человека одна и едина, как едины в нём «материальное и духовное начала». Но различны задачи компонентов памяти... Генетическая память — стратегическая, с функциями «прораба» на строительстве храма. Психическая память — молниеносная, смысловая и сущностная, постоянно наполняющая храм всё новым и новым интеллектуальным творческим содержанием, нравственностью и духовностью. Так было задумано...

К сожалению, как при возведении стен храма, так и при совершенствовании его внутреннего содержания, и у «архитектора здания», и у «духовника-настоятеля» периодически возникали и, по-видимому, продолжают возникать «проблемы роста», как, впрочем, и в жизни каждого из нас, — людей...

..................................................................

Окончание

Детальное описание Шкода Йети тут.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com