Rating All.BY

ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Путеводитель по Библии

Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»

Христианские ресурсы Путеводитель по Библии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ

Словарь имен, эпизодов, крылатых выражений, изречений, понятий


Заговор начальников иудейских против Иисуса и предательство Иуды...
Золотой (златой) телец

ЗАГОВОР НАЧАЛЬНИКОВ ИУДЕЙСКИХ ПРОТИВ ИИСУСА И ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ

«После воскрешения Лазаря многие уверовали в Иисуса. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: лучше, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». По мнению Каиафы, «Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

С этого дня положили убить Его. Посему Иисус уже не ходил явно между иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.

Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его» (Ин 11:47–57).

Узнав об этом, один из Двенадцати апостолов, Иуда Искариот пошел в дом первосвященника Каиафы и предложил выдать Иисуса Его врагам за тридцать сребренников.

Возможно, Иуда успокаивал свою совесть тем, что смерть Христа была предопределена: Учитель Сам не раз говорил о ней и даже накануне Своего ареста, во время Тайной вечери, не раз намекнул на ее приближение; более того — даже недвусмысленно дал понять Иуде, что знает — и не пытается расстроить — его корыстолюбивый замысел. Так-то оно так, но и насчет предопределенности сказал Иисус: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф 26:24). То есть судьба судьбой, а каждый сам делает выбор и отвечает за свои поступки.

После Пасхальной (Тайной) вечери Иисус с несколькими учениками пошел молиться в Гефсиманский сад, что за потоком Кедроном, разделяющим Иерусалим и Вифанию. Туда-то и привел Иуда стражников. «Иуда дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас, подойдя к Иисусу, поцеловал Его. Тогда подошли, и возложили руки на Иисуса, и взяли Его» (Мф 26:48–50).

ЗАКОН 1 — одна из трех частей Ветхого Завета, состоит из пяти книг Моисеевых: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

ЗАКОН 2 (Закон Моисея) — Десять заповедей и другие правила и постановления, данные Богом Моисею на горе Синай; свод моральных и правовых норм, регулирующих жизнь общества. В Законе содержались четкие предписания о том, что можно, а чего нельзя делать, и определялась мера ответственности за каждый проступок.

Основа основ Закона — вера в Бога единого и живого, отрицание идолопоклонства, отрицание каких бы то ни было изображений Божества: «не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе: сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя» (Исх 20:23–24).

Далее Бог конкретизирует Свои требования, относящиеся к любой, в том числе хозяйственной, деятельности израильтян. Приводим некоторые из них.

«Если купишь раба еврея, пусть он работает на тебя шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром...» (Исх 21:2–11).

«Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце... Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти... Когда ссорятся двое, и один человек ударит другого камнем или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший его не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его. А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан; но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его... Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб. Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз; и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб.

Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти» (Исх 21:12–29).

«Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу. Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь. Укравший должен за-платить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им» (Исх 22:1-3).

«Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть возьмет ее в жены; а если отец не согласится и не захочет выдать ее за него, пусть заплатит [отцу] столько серебра, сколько полагается на приданое девицам» (Исх 22:16-17).

«Ворожеи не оставляй в живых.

Всякий скотоложник да будет предан смерти.

Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» (Исх 22:18-20).

«Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами» (Исх 22:21-24).

О ростовщичестве: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх 22:25).

Об уважении к властям: «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» (Исх 22:28).

О справедливом суде: «Не внимай пустому слуху... Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды; и бедному не потворствуй в тяжбе его... Не суди превратно тяжбы бедного твоего. Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника. Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх 23:1–8).

О соблюдении чистоты. О животных «чистых» и «нечистых». «Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте...: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены... и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены... и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас» (Лев 11:3–7).

Об отпущении грехов. Чтобы очиститься от грехов, священник должен был совершить специальный обряд. Господь говорит Моисею: «Пусть Аарон возьмет двух козлов и поставит их пред лицом Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения, чтоб он понес на себе их беззакония в землю непроходимую» (Лев 16:7–10).

О наготе, скверне, скотоложстве и мужеложстве (Лев 18).

Забота о ближнем: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу... Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего... Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Господа Бога твоего. Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего. Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего... Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя...» (Лев 19:8–18).

О человеческих жертвах: «Кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями» (Лев 20:2).

О блуде и половых извращениях: «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка. Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них. Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них.

Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них. Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами. Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте. Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них. Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его: это срам, да будут они истреблены пред глазами сынов народа своего... Если кто ляжет с женою во время болезни кровоочищения и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего. Наготы сестры матери твоей и сестры отца твоего не открывай, ибо таковой обнажает плоть свою: грех свой понесут они. Кто ляжет с теткою своею, тот открыл наготу дяди своего; грех свой понесут они, бездетными умрут. Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они» (Лев 20:10–21).

О занятиях магией: «Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Лев 20:27).

О разводе: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа» (Втор 24:1–2).

Фраз.: «око за око»; «козел отпущения»; «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; «Молох».

Изобр.: Г. Доре, «Моисей со скрижалями Завета», 1864 — 1866.

ЗАХАРИЯ 1 — пророк, автор книги пророчеств, вошедшей в Ветхий Завет. Был призван на служение во второй год правления персидского царя Дария. Предсказал пришествие Мессии (Спасителя): «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9:9). Это пророчество вспомнил Иисус перед последним посещением Иерусалима, где Ему предстояло принять мученическую смерть во искупление грехов человечества, и попросил двух учеников раздобыть «ослицу привязанную и молодого осла с нею», чтобы обставить Свой вход в Иерусалим в соответствии с пророчеством.

Когда царь Иоас ослабил служение Господу и стал допускать идолопоклонство, «Дух Божий облек Захарию, сына Иодая священника, и он стал на возвышении пред народом и сказал им: так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас. И сговорились против него, и побили его камнями, по приказанию царя Иоаса, на дворе дома Господня. И не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его. И он умирая говорил: да видит Господь и да взыщет! И по истечении года выступило против Иоаса войско сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа, и всю добычу, взятую у них, отослали к царю в Дамаск» (2 Пар 24:20–23).

Иисус Христос вспомнил Захарию в Своем обращении к фарисеям и книжникам: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником» (Мф 23:35).

Прим.: «дщерь Сиона» — Иерусалим; «дщерь Иерусалима» — храм Божий.

Изобр.: Г. Доре, «Видение пророка Захарии», 1864 — 1866.

ЗАХАРИЯ 2 — священник из Авиевой чреды, женатый на Елисавете из рода Ааронова. Отец Иоанна Крестителя.

ЗВЕЗДА ПОЛЫНЬ  — образ из Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса):

«Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Ап 8:10-–11).

В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» приводится — причем не без юмора — одно из многих толкований этого места в Апокалипсисе:

«Гимназист, сын Лебедева... уверял, что “звезда Полынь”... есть, по толкованию его отца, сеть железных дорог, раскинувшаяся по Европе». В наши дни многие связывают ее со взрывом на Чернобыльской АЭС («чернобыль» означает «полынь»).

ЗЛАЧНОЕ МЕСТО — местность, богатая растительностью  (злаками), цветущий, плодородный край. Употребляется в тексте Библии в сугубо положительном смысле:

«Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего» (Пс 22:1–3).

Такое значение закрепилось в заупокойной молитве: «Упокой душу раба твоего в месте светле, в месте злачне, в месте покойне...»

В современной речи фразеологизм «злачное место» фигурирует в значении «пристанище порока».

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ  — Палестина, бывший Ханаан, «земля, в которой течет молоко и мед» и которую Бог обещал Аврааму и его потомству в вечное владение. Однако обетование Господне должно было осуществиться через деятельность самих людей, через их свободный выбор и волевые усилия.

Лит.: Фредерик ван Эден, пьеса «Земля обетованная». Владислав Реймонт, «Обетованная земля».

ЗНАМЕНИЕ ВРЕМЕНИ — одно из центральных понятий в Библии, так как в диалоге Господа с человеком оно выражает Его волю, намерения, оценку действий человека или народа. Для «знамений и времен» Бог создал светила «на тверди небесной» («Сотворение мира»). Как знамение новой, послепотопной эпохи, Господь «полагает радугу в облаке». Все значительные события в жизни общества сопровождаются знамениями. Ими могут быть не только небесные явления, но и действенные свидетельства заботы Господа об израильском народе. Так, все военные победы Израиля — знаки милости Господа (равно как все поражения — знаки Его гнева).

В ответ на требование фарисеев явить знамение Иисус отвечает: «Род лукавый и прелюбодейный знамений ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка, ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» перед Своим воскресением и наступлением Мессианской эпохи (Мф 16:1–4, 12:40).

В современной речи этот оборот обозначает общественные события, социальные ситуации, характерные для наступившей эпохи и выражающие ее дух, основные тенденции.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ — квинтэссенция человеческой мудрости, звучащая так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой».

В Библии эта максима нашла выражение во многих афористичных высказываниях, как-то:

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф 7:12).

«Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин 8:7).

«Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Притч 26:27).

«Не судите, да не судимы будете» (Мф 7:1).

 ЗОЛОТОЙ (ЗЛАТОЙ) ТЕЛЕЦ — библейский образ, первоначально не имевший никакого отношения к обличению богатства или поклонения ему. Эпизод, подробно изложенный в книге Исход, — один из многих, повествующих об искоренении идолопоклонства как религиозного заблуждения.

В Десяти Заповедях, дарованных израильскому народу, содержалось и требование «не сотворить себе кумира» перед лицом «Бога живого». «Не делай предо мною богов серебряных, богов золотых» (Исх 20:4–6).

 

Моисей разбивает скрижалиОднако, пока Моисей беседовал с Богом на горе Синай, народ, оставшийся без вождя, потребовал от Аарона, брата Моисея, сделать им видимого и осязаемого бога. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил: завтра праздник Господу.

На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. И сказал Господь Моисею: поспеши сойти отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской» (Исх 32:1–7).

В гневе Бог собрался было истребить весь народ Израиля, но Моисей упросил Его этого не делать.

«И сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения каменные... Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (Исх 32:15,19–20).

За свой великий грех идопоклонники были наказаны смертью: около трех тысяч человек по приказу Моисея были убиты одноплеменниками. Так «поразил Господь народ за сделанного тельца» (Исх 32: 35).

В XIX веке, когда широкое распространение христианства сделало борьбу с идолопоклонством неактуальной и когда во весь голос заявил о себе капитал, образ «злата», «златого тельца» естественным образом стал символом материального богатства.

Лит.: И. Ильф, Е. Петров, сатирический роман «Золотой теленок».

И. В. Гете, «Фауст»

...Тебе проклятье, идол злата,

Влекущий к дерзким нас делам,

Дары постыдные разврата

И праздность неги давший нам!..

Я. Полонский, «Золотой телец»

Не сотвори себе кумира.

Заповедь

1

На громоносных высотах

Синая, в светлых облаках,

Свершилось чудо. Был отверзт

Край неба, и небесный перст

Писал на каменных досках:

«Аз есмь Господь — иного нет!»

Так начал Бог святой завет.

Они же, позабыв Творца,

Из злата вылили тельца;

В нем видя Бога своего,

Скакали толпы вкруг него,

Взывая и рукоплеща,

И жертвенник пылал, треща,

И новый бог, сквозь серый дым,

Мелькал им рогом золотым.

2

Но вот с высот сошел пророк, —

Спустился с камня на песок,

...Нетерпелив, неукротим,

Он в гневе сильною рукой

Кумир с подножья своротил

И придавил его пятой.

...Но в оны дни и не высок,

И мал был золотой божок,

И не оставили его

Лежать в пустыне одного.

Тайком Израиля сыны,

Лелея золотые сны,

В обетованный край земли

Его с собою унесли.

Тысячелетия прошли...

3

С тех пор божок их рос, все рос

И вырос в мировой колосс.

Всевластным богом стал кумир, —

Стал золоту послушен мир.

...Обожествленный прах земной

Стал выше духа, — он толпой

Так высоко превознесен,

Что гений им порабощен

И праведник ему не свят,

Не даром все ему кадят.

Захочет он — тряхнет казной,

И кровь польется, и войной

И ужасами род людской

Охвачен будет, как огнем.

4

Ему проклятья нипочем.

Он нам не брат и не отец,

Он бог наш — золотой телец!

Скажите же: с каких высот

К нам новый Моисей сойдет?

Какой предъявит нам закон?

Какою гневной силой он

Громаду эту пошатнет?

Ведь, если б вдруг упал такой

Кумир всесветный, роковой,

Языческий, земле родной, —

Какой бы вдруг раздался стон!

Ведь помрачился б небосклон,

И дрогнула бы ось земли!..

Иаков (Израиль)

Оглавление

Интернет аукцион - Дизайн

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com