Rating All.BY

ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Путеводитель по Библии

Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»

Христианские ресурсы Путеводитель по Библии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ

Словарь имен, эпизодов, крылатых выражений, изречений, понятий


ВоскресениеВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА

Иисус был распят в пятницу. «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Мф 28:1–8).

Придя к ученикам Христа, женщины рассказали им обо всем, но те не поверили. Петр и Иоанн пошли ко гробу, но нашли там только пелены и плат, которыми был обвит мертвый Иисус.

Ученицы Христа пришли ко гробу Учителя с «ароматами», то есть с благовонным маслом — миром (мирром). Поэтому их стали называть мироносицами. Неделя жен-мироносиц празднуется во второе воскресенье после Пасхи.

Воскресение Христово, или новозаветная Пасха, — главный церковный праздник, символизирующий нравственное возрождение человека. Решением Первого Вселенского Собора его стали праздновать в первый воскресный день весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния. Праздник Пасхи продолжается неделю, называемую Светлой седмицей.

Лит.: Л. Н. Толстой, «Воскресение». Ван ден Вондел, драма «Пасха». А. Белый, сборник стихотворений «Христос воскресе».

 

«...Православие обращено к тайне Воскресения, как к вершине и последней цели Христианства. Поэтому центральным праздником в жизни Православной Церкви является праздник Пасхи, Светлое Христово Воскресение. Светлые лучи Воскресения пронизывают православный мир. В православной литургике праздник Пасхи имеет безмерно большее значение, чем в Католичестве, где вершина — праздник Рождества Христова. В Католичестве мы, прежде всего, встречаем Христа Распятого, в Православии же — Христа Воскресшего. Крест есть путь человека, но идет он, как и весь мир, к Воскресению. Тайна Распятия может заслонить собой тайну Воскресения. Но тайна Воскресения есть предельная тайна Православия. Тайна же Воскресения не только человеческая, но и космическая. Восток всегда космичнее Запада. Запад же человечнее; в этом его сила и значение, но также и его ограниченность. На духовной почве Православия возникает стремление ко всеобщему спасению. Спасение понимается не только индивидуально, но и соборно, вместе со всем миром...«

Николай Бердяев. Истина православия

 

Изобр.: Герард Давид, «Воскресение», 1500. А. Дюрер, «Воскресение Христа», 1509; Ханс Мемлинг, «Жены-мироносицы и Иоанн Богослов», ок. 1485. Школа Андрея Рублева, «Жены-мироносицы у гроба Господня», 1425 — 1427. Стефан Соколов, «Воскресение», 1719. Пьеро делла Франческа, «Воскресение Христа», 1463. Ян ван Эйк, «Жены-мироносицы», XV в. Эль Греко, «Воскресение», 1605 — 1610.

Муз.: А. Д. Кастальский, «Христос воскрес». Римский-Корсаков, «Светлый праздник».

 

«Свершилось!»

Фото Ксандра из фотоколлекции «Домовой храм собора архангела Гавриила при телеканале «Глас» в Киеве».

 

Елена Кузнецова

* * *

Звон колоколов

Слышится издалека

Светлая Пасха

 

Николай Тарасов

«Святый дом». (Письма к сестре)

Пасха! Не знаю точно, сколько мне было лет, — маленьким я ходил меж празднично одетыми людьми, расположившимися вокруг церкви; на расстеленных покрывалах, простынях и полотенцах лежала снедь — хлеб, яйца, колбасы... Горели свечи, шествовали золотисто-белые поп с помощником, — летели брызги, и чтобы на меня не попало, я спрятался за чьи-то спины. Народ, взволнованный и ранний, стоял больше полукругом — от ставка людей было значительно больше, нежели от дороги. Мне они казались заговорщиками: то тут, то там шёпот скороговоркой, махание кадилом — вот-вот появятся всадники с саблями и с винтовками, представлялось октябрёнку, и... и я оглядывался на тёмный ставок, но в нём тонул Чапай, и на мостик через него смотрел с расчётом, чтобы отступить своей армией на правый берег. А по улицам вкусно пахло, и эхо доносило мягкое пение округлых женщин и горловое — мосластых мужчин. Теперь только масляно заблестят их глаза, и что ещё будет, разговевшись...

А в другой раз, через годы, я видел таких же разговевшихся людей, весёлых и с глазами, налитыми маслом... только не было уже церкви посреди села! Нет, высокая, невероятно огромная для такого захолустья, она по-прежнему возвышалась над белыми акациями у ставка, но вблизи выглядела как полуразрушенная крепость! В ней больше не было окон, внутри — пола, а сверху, сквозь купола, уныло падал дождь. Разведчики сбили ржавый навесной замок, и пионер, страшась и подрагивая телом, проник в святая святых прошлых поколений. Я помню нечто особенное в ощущениях — всякий раз, когда виделись мне разные разрушения, всякий раз я вспоминал этот давний храм, печальный, но гордый, изломанный, но возвышенный... В нём пахло мышами, сыростью и не слышимы были молитвы и пение... Этот святый дом уже был и складом, и конюшней! Да и я помахал в нём для виду саблей, поглядывая в тёмные углы, и выскочил — виновато — на тёплый воздух улицы в странном чувстве. Откуда же эта робость моя, почтительность — до сих пор? Почему и сейчас, когда церкви в моде, и без них, обновленных видом, озолоченных и белых, не обходится новое грешное бытие, в душе моей — та, старая осквернённая церковь, и не более того? И туда, туда хочется вернуться мне, и в ней молиться — на сырые голые стены, на тёмные углы, на дырявые купола...

 

Юрий Солодкин

Отрывок из поэмы «Моисей» (эпилог)

 

Четыре сына было у отца.

Один умён, вникает в суть устоев.

Он может превратиться в мудреца,

Премудрости отцовские усвоив.

 

Другой порочен, грешен с малых лет,

Самонадеян и самоуверен.

Не для него устои и Завет,

Он следовать им в жизни не намерен.

 

А третий простодушен, как дитя,

Он всё, как есть, приемлет, не вникая.

Наивен он и глуповат, хотя

Не прочь спросить отца он, не шутя,

Откуда Пасха к нам пришла такая?

 

Четвёртый до вопроса не дорос,

Он слишком мал, едва успел родиться,

И важность соблюдаемых традиций

Не может он ещё понять всерьёз.

 

Четыре сына одного отца.

Пасхальный Седер. Всё семейство в сборе.

От будущего слышим мудреца

Вопрос традиционный в разговоре.

 

— Скажи, отец, в чём смысл установлений

Для нас и всех грядущих поколений?

 

— Вопрос твой и обширен, и глубок.

Нас в прошлом из Египта вывел Бог,

Чтоб жить свободно по Его законам,

А не рабами жить под фараоном,

 

Второй, что злонамерен был не раз,

Спросил:

— А этот Седер что для вас?

 

«Для вас», не для него. Вот в чём беда.

Не впрок ему пасхальная еда,

Пасхальное вино ему не впрок.

Не так-то просто одолеть порок.

 

И всё же говорит отец ему:

— Поешь, попей, послушай, что к чему.

Будь с нами вместе в этот славный час.

Не отделяй, сынок, себя от нас.

 

И спрашивает третий сын отца:

— Откуда и зачем взялась маца?

 

Отец ответил:

— Помнит наш Народ

Египетское рабство и Исход.

На сборы было времени в обрез.

Для хлеба приготовлен был замес,

А вот закиснуть тесто не успело.

Уже в пути его пустили в дело

И получили пресную мацу,

И ели, благодарные Творцу.

 

С тех пор на Пасху мы едим мацу,

Нам забывать об этом не к лицу.

 

Четвёртый сын совсем ещё малец,

Вопроса от него не ждёт отец,

Но в этот день расскажет он мальцу

Про рабство, про Исход и про мацу.

Про дух свободы, про любовь Творца

Малыш услышит в Пасху от отца.

 

Илья Славицкий

Утро

 

«Христос воскресе на заре, Христос воскресе!»

Галдели галки на дворе, поврозь и вместе.

Глядел на них голодный кот, и, видно, думал,

«Чего народ с утра орёт? Все галки — дуры!»

 

Коту — за галкой бегать лень, зря тратить силы.

И всё же что-то в этот день, видать, случилось,

И кто-то, где-то там, в верхах, глядел с прищуром

На бабку с куличом в руках под коркой бурой.

 

Галдели галки на дворе, снег тихо таял,

Молчало утро на заре о чем-то тайном.

О многом можно промолчать, оно-то знало,

И бабка коркой кулича кормила галок.

 

Валерий Митрохин

Вербное

 

Пуховою шапочкой верба

Согрела продрогшие сны,

Чтоб выросли без ущерба

Зеленые кудри весны.

 

Незримая птица на вербе

Мерцает и тихо поет,

Как будто бы музыку Верди

С ладони Архангела пьет.

 

Терновой короною в гербы

Сплетается боль христиан.

Протяжные волосы вербы

Омоет святой Иордан.

   08.02.12

 

Борис Кочерга

Перед Пасхой

 

Когда весна брала разбег

по восходящей,

летел прощальный этот снег,

как настоящий.

 

А снег таким и был, притом,

как птичья стая,

и он на север под углом

летел и таял.

 

По краю жизни, напослед-

ок, чуждым брегом

и я летел за снегом вслед,

и таял снегом.

 

И контур облака, как лик

вполне реальный,

летел вперёд, как проводник

в канун Пасхальный.

 

Летящим всем — была пути

ясна конечность,

но впереди уже свети-

ла вечность.

 

ВОСКРЕШЕНИЕ ДОЧЕРИ ИАИРА...

Среди чудес, которые Иисус творил при жизни, важное место занимают воскрешения умерших, призванные доказать животворную силу Его учения.

«Приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усиленно просит: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, — услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?.. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди и будь здорова от болезни твоей.

Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить» (Мк 22–42).

Изобр.: Г. Доре, «Воскрешение дочери Иаира», 1864 — 1866.

Дмитрий Андреев. «Сравнительный анализ произведений И.Е.Репина и В.Д.Поленова на одну библейскую тему». Искусствоведческая статья.

 

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ. Лазарь был братом Марии и Марфы из Вифании. Мария же была «та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими» («Иисус Христос и грешница»). Узнав о смерти Лазаря, Иисус решил идти в Вифанию.

«Ученики сказали Ему: Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?.. Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.

Иисус, придя, нашел, что Лазарь уже четыре дня в гробе.

Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему и сказала: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой... Иисус ответил: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11:8, 16–17, 21, 25).

Вместе с сестрами Иисус пошел в пещеру, где похоронили Лазаря, и воскресил его. «Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин 12:45–48).

Изреч.: «Аз есмь воскресение и жизнь».

Лит.: В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» библейский сюжет «Воскрешение Лазаря» символизирует нравственное возрождение Раскольникова.

Изобр.: Г. Доре, «Воскрешение Лазаря», 1864 — 1866. Ю. Карольсфельд, «Воскрешение Лазаря», 1850-е. Альберт ван Оутватер, «Воскрешение Лазаря», сер. XV в.

ВСТРЕЧА ДЕВЫ МАРИИ И ЕЛИСАВЕТЫ. Елисавета из рода Ааронова была родственницей Девы Марии и женой Захарии. Супруги «были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна и оба были уже в летах преклонных». Наконец Бог через ангела предсказал Захарии рождение сына Иоанна, который «многих из сынов Израилевых обратит к Господу» (Лк 1:6-7, 16).

Узнав о беременности Елисаветы, Дева Мария, сама беременная Иисусом, посетила ее. При виде Марии «она воскликнула: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!.. Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа!» (Лк 1:41–42, 45).

Фраз.: «блажен, кто верует».

Изобр.: А. Дюрер, «Встреча Марии и Елисаветы», 1503 — 1504. Якопо Понтормо, «Встреча Марии и Елисаветы», 1530 — 1532.

Вход Господень в ИерусалимВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. За шесть дней до праздника иудейской Пасхи Иисус торжественно вошел в Иерусалим, где Ему предстояло претерпеть мученическую смерть.

«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу... Да сбудется реченное через пророка (Захарию), который говорит: Скажите дщери Сионовой: Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф 21:1–9).

(«Дщерь Сионова» — жители Иерусалима)

Приблизившись к Иерусалиму, Иисус горестно вздыхал, потому что знал грядущую судьбу города, которому суждено было быть разрушенным. Он даже заплакал, говоря: «Придут для тебя дни, когда враги окружат тебя окопами, и стеснят со всех сторон, и разорят, побьют детей твоих и не оставят здесь камня на камне» (Лк 19:43).

В последнее воскресенье перед Пасхой отмечается великий двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим. В память о том, что народ приветствовал Иисуса Христа зелеными пальмовыми ветвями, как обычно приветствовали иудейских царей, люди в церкви держат в руках освященные ветви вербы. Поэтому праздник называют еще Вербным воскресеньем.

 

Илья Славицкий

Крест. Хлеб. Вино.

 

Palm Sunday

 

Дороги пыльной полудневный морок.

Ослица вместо гордого коня —

Когда вошёл я в этот странный город,

Он криками приветствовал меня,

И ленты улиц ластились к ступням,

Но видел я, мой путь не будет долог,

И чувствовал дыхание огня.

 

Осанною украшенные лица

И листьев пальмы шелест по камням —

Я знал уже: что дОлжно — то случится.

Я в храм войду и прогоню менял,

И будут гневно щериться менялы,

И будут сирые просить ещё чудес,

И я их дам. И будет знак небес.

И будет белый плащ с подбоем алым,

И вид с креста на город, что окрест.

 

Ослица шла вперёд сама собой —

Я отпустил теперь ненужный повод.

Народ вокруг кружился, словно овод.

Я был один. Я был вдвоём с судьбой.

 

 

Андрей Шитяков. Из поэмы «Последнее чудо»

Полдень, горячее солнце взошло в зенит,

Ветер пустыни пылит и в ушах звенит,

И по дороге идет, замедляя шаг,

Ослица... Осёл... Ну пока назову: ишак.

Уж больно характер был у него мужской —

Он шел с неохотою, можно сказать, с тоской

И иногда подбрасывал седока,

Тот его палкою бил и колол в бока...

Животное стойко спорило с Ним самим —

Оно не хотело въезжать в Иерусалим;

И если предвиденьем Бог наделил осла,

То это животное было из их числа —

От всадника, ишака и его хвоста

На землю ложилась тяжелая тень креста...

.................

Юрий Влодов

* * *

Странные слухи о странном после:

Хохот и гогот в народе посеяв,

Едет Спаситель на драном осле,

Едет Спаситель спасать фарисеев...

 

Пьяным народом гоним и храним,

Ногу поставил в тряпичное стремя...

Бог на осле! И как крылья над ним

Пагубно свищут Пространство и Время!...

 

Ольга Шульчева-Джарман. «Среди пришедших в Иерусалим...»

 

Изобр.: Г. Доре, «Въезд Господень в Иерусалим», 1864 — 1866. Ю. Кaрольсфельд, «Въезд Иисуса в Иерусалим», 1850-е.

Галилея... Грех

Оглавление

производители декоративного пластика: sibu

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com