Rating All.BY

ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Путеводитель по Библии

Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»

Христианские ресурсы Путеводитель по Библии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ

Словарь имен, эпизодов, крылатых выражений, изречений, понятий


Каиафа... Кир

КАИАФА — иудейский первосвященник, с чьего ведома был схвачен и приведен к нему в дом Иисус Христос. В доме Каиафы «собрались книжники и старейшины». Участники высшего иудейского суда — синедриона — «искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти» (Мф 26:57–66).

В Евангелии от Иоанна Каиафа предстает прозорливцем, понимающим, что «лучше, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Еще на стадии заговора против Иисуса Христа Каиафа предсказал: «Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин 11:50–52).

КАМЕНЬ. Камень как природный материал окружал человека в древности. Он был неотъемлемой частью природного ландшафта, а потом стал основным строительным материалом, из которого строились жилища и храмы.

Приближаясь к Иерусалиму, Иисус заплакал, глядя на его стены, потому что знал грядущую судьбу города, которому суждено было быть разрушенным. «Придут для тебя дни, когда враги окружат тебя окопами, и стеснят со всех сторон, и разорят, побьют детей твоих и не оставят здесь камня на камне» (Лк 19:43).

Большими камнями «столбили» занимаемую территорию. Иаков, спасаясь от гнева обманутого им брата Исава, бежит из дома. Ночь застала его в пути; он лег на голую землю, подложив под голову камень. Во сне ему явился Бог и сказал: «Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему... И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль» (Быт 28:13, 18–19).

Камень служил орудием казни: виновного в тяжком преступлении публично побивали камнями. Бог заповедает Моисею: «Если найдется среди тебя (среди твоего народа) в каком-либо из жилищ твоих, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его, и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел, и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи (расследуй); и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле, то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти» (Втор 17:2–5).

Определенные физические свойства камня как реального объекта широко используются в Библии в символическом значении.

Камень — символ прочности. Поняв с первого взгляда человеческую надежность Симона, Иисус Христос говорит: «Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин 1:42). «На сем камне Я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18).

Камень — знак твердости и нерушимости Завета (договора) Господа с народом Израиля, недаром Бог пишет Десять заповедей на каменных скрижалях. «И сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения каменные» (Исх 32:15.) 

В Новом Завете является твердыня прочнее и надежнее камня: человеческая душа. Святой апостол Павел пишет во Втором послании к коринфянам: «Христос дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно... то не гораздо ли более должно быть славно служение духу?» (2 Кор 3:6–8).

Фраз.: «время разбрасывать камни, и время собирать камни»; «дать вместо хлеба камень»; «камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла», — человек, чьи идеи или поступки непонятны современникам, но чью правоту и полезность подтверждает время.

«Камень преткновения» — образное обозначение того, что представляет наибольшую сложность в профессиональной, научной или какой-либо иной деятельности; типичная проблема, для решения которой недостает опыта, ума или сил; неопреодолимое препятствие на пути к цели. В этом значении образ использован в псалме «Хвалебная песнь Давида»: «Ибо ты сказал: "Господь — упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс 90:9–12). Апостол Павел размышляет о том, что же стало камнем преткновения для многих израильтян, искренно искавших праведности, и почему многие язычники (т. е. не члены израильской общины) получили ее. «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения» (Рим 9:30–32).

«Камня на камне не оставить» (от какой-либо теории).

«Краеугольный камень» — закладываемый при строительстве в основание углов будущего здания, наиболее прочный и выверенных размеров. В переносном смысле — прочная основа, на которой возводится какая-либо система (в сфере науки, идеологии, морали), то, что определяет ее устойчивость и целостность.

Утверждая свое право распоряжаться человеческими судьбами, Господь укоряет взбунтовавшегося Иова: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов 38:4–7).

Для апостолов краеугольный камень символизирует Христа, учение Которого созидает новый духовный дом: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы... Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла». (1 Петр 2:4–7). Петру вторит апостол Павел в Послании к ефесянам: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф 2:19–22).

Елена Винокур. «Краеугольный камень мироздания», эссе.

 

«Кто из вас без греха, первый брось камень»; «окаменеть, обратиться (превратиться) в камень», «ставить во главу угла»; «твердокаменный». «Врата ада не одолеют ее» — обычно говорится о нерушимости церкви.

Изреч.: «Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Притч. 26:27).

Цит.: Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», «Из бесед и поучений старца Зосимы».

«И неужели сие мечта, чтобы под конец человек находил свои радости лишь в подвигах просвещения и милосердия, а не в радостях жестоких, как ныне, — в объядении, блуде, чванстве, хвастовстве и завистливом превышении одного над другим? Твердо верую, что нет и что время близко. Смеются и спрашивают: когда же сие время наступит и похоже ли на то, что это наступит? Я же мыслю, что мы со Христом это великое дело решим... и скажут все люди: "Камень, который отвергли зиждущие, стал главою угла". А насмешников вопросить бы самих: если у нас мечта, то когда же вы-то воздвигнете здание свое и устроитесь справедливо лишь умом своим, без Христа?.. Мыслят устроиться справедливо, но отвергнув Христа, кончат тем, что зальют мир кровью, ибо кровь зовет кровь, а извлекший меч погибнет мечом. И если бы не обетование Христово, то так и истребили бы друг друга...»

Отец Паисий — Алеше Карамазову (о нерушимости церкви): «Помни, юный, неустанно, — так прямо и безо всякого предисловия начал отец Паисий, — что мирская наука, соединившись в великую силу, разобрала, в последний век особенно, все, что завещано в книгах святых нам небесного, и после жестокого анализа у ученых мира сего не осталось изо всей прежней святыни решительно ничего. Но разбирали они по частям, а целое просмотрели, и даже удивления достойно, до какой слепоты. Тогда как целое стоит пред их же глазами незыблемо, как и прежде, и врата адовы не одолеют его». Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы».

КАПЕРНАУМ (село утешения) — город на берегу Генисаретского (Тивериадского) озера в Галилее, где проходили основные события земной жизни Иисуса Христа, поэтому в Евангелии от Матфея Капернаум назван Его городом.

КЕДРОН (темный, черный) — ручей (в Библии он называется потоком), протекавший к востоку от Иерусалима и отделявший город от горы Елеон (Масличной, или горы Олив). Долина вдоль ручья называется Кедронской, или Иосафатовой, в честь царя Иосафата, одержавшего здесь крупную победу над моавитянами.

По представлениям иудеев и магометан, именно в долине Иосафата состоится грядущий Страшный суд.

«Кесарю кесарево, а Богу богово». Опасаясь открыто выступить против Иисуса Христа, фарисеи подсылали к нему своих сторонников, чтобы «уловить Его в слове» и столкнуть с властями.

«Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему» (Мк 12:13–17).

Прим.: динарий — римская серебряная монета; на лицевой стороне изображался царствуюший император. Динарий составлял обычную поденную плату рабочих. Динарию же равнялась поголовная подать, которую иудеи обязаны были платить римлянам.

Сегодня, говоря «Кесарю кесарево, а Богу Богово», имеют в виду, что нельзя смешивать божественное и мирское, спасение души и материальную выгоду.

Фраз.: «не смотреть на лица» — поступать или выносить о ком-либо суждение независимо от положения и заслуг, «нелицеприятно»; «поймать на слове».

Изобр.: Г. Доре, «Отдайте кесарю кесарево, а Божие Богу», 1864 — 1866. Тициан, «Динарий кесаря», 1515 — 1520.

Лит. Карен Сейранян

* * *

Когда вашу жизнь убогую

Нельзя отличить от ада,

Молите бога о боговом,

О кесаревом не надо.

 

И у алтаря высокого

Не толстые свечи жгите,

А просто поймите богово

И кесарева не ждите.

 

Такое уж дело — многого

От ближнего не просите,

Любите его за богово,

За кесарево простите.

Кир — персидский царь Кир II Великий, историческая личность, о которой свидетельствуют древние историки Геродот, Ксенофонт, Иосиф Флавий.

Ко времени завоевания Вавилона (538 г. до н. э.) Кир был могущественным царем, владевшим почти всей Азией. Он освободил два израильских колена из вавилонского плена, куда они попали вместе с Иехонией, и снабдил деньгами для возвращения на родину. Он также вернул и передал Зоровавелю золотые и серебряные сосуды, вывезенные из Иерусалима Навуходоносором.

Лит.: Маргита Фигули, роман-эпопея «Вавилон». М. Ж. Шенье, трагедия «Кир».

Изобр.: Г. Доре, «Кир возвращает сосуды Господни», 1864 — 1866.

Книжники... Корей

Оглавление

содержанка.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com