Rating All.BY

ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Путеводитель по Библии

Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»

Христианские ресурсы Путеводитель по Библии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ

Словарь имен, эпизодов, крылатых выражений, изречений, понятий


Рахиль... Рождение Иоанна Предтечи

РАХИЛЬдочь Лавана, любимая жена Иакова (Израиля).

Чтобы спасти Иакова от мести обманутого им Исава (см. «Иаков»), Ревекка отправила любимого сына во владения своего брата. Там у колодца Иаков встретил Рахиль и был поражен ее красотой. «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт 29:20).

Однако по истечении этого срока Лаван обманом вручил ему в жены свою старшую дочь, незрячую Лию. Пришлось Иакову еще семь лет служить за Рахиль.

Видя, что Лия — нелюбимая жена, Господь сделал ее счастливой матерью, и она родила одного за другим нескольких сыновей. Рахиль же долго оставалась бесплодной, и только через многие годы Бог дал ей долгожданного сына Иосифа.

После этого Иаков решил вернуться на родину. Однако Рахиль умерла в пути во время родов. Новорожденного мальчика назвали Вениамин (сын десницы). На месте захоронения жены Иаков поставил памятник. Позднее близ этого места был основан город Вифлеем, в котором родился Иисус Христос.

Гробнице Рахили поклонялись и иудеи, и мусульмане. Имя Рахили упоминается и в других частях Ветхого и Нового Заветов, где она представляется праматерью израильтян, страдающей за свое потомство («Избиение младенцев в Вифлееме»): «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф 2:16–18).

 

Цит.: «А это, — проговорил старец, — древняя “Рахиль плачет о детях своих и не может утешиться, потому что их нет”, и таковой вам, матерям, предел на земле положен. И не утешайся, и не надо тебе утешаться, не утешайся и плачь, только каждый раз, когда плачешь, вспоминай неуклонно, что сыночек твой — есть единый от ангелов Божиих — оттуда на тебя смотрит и видит тебя, и на слезы твои радуется, и на них Господу Богу указывает. И надолго еще тебе сего великого материнского плача будет, но обратится он под конец тебе в тихую радость, и будут горькие слезы твои лишь слезами тихого умиления и сердечного очищения, от грехов спасающего». Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы».

Лит.: Хюберт Лампо, «Обет Рахили», фант. роман на ист. тему.

А. Ахматова, «Рахиль»

И встретил Иаков в долине Рахиль,

Он ей поклонился, как странник бездомный.

Стада подымали горячую пыль,

Источник был камнем завален огромным.

Он камень своею рукой отвалил

И чистой водою овец напоил.

Но стало в груди его сердце грустить,

Болеть, как открытая рана,

И он согласился за деву служить

Семь лет пастухом у Лавана.

Рахиль! Для того, кто во власти твоей,

Семь лет словно семь ослепительных дней».

Отзвуки древнего мифа находим в следующем отрывке из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, где рассказывается о чувствах Раскольникова и Сони после того, как они поняли, что любят друг друга и хотят быть вместе:

«Она тоже весь этот день была в волнении, а в ночь даже опять захворала. Но она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Семь лет, ТОЛЬКО семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба были готовы смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом...»

РЕВЕККА (узы, оковы, пленение красотой) — жена патриарха Исаака, мать патриарха Иакова (Израиля) и Исава.

«Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем. И сказал Авраам рабу своему Елиезеру, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему Исааку жены из дочерей хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою и к племени моему, и возьмешь оттуда жену сыну моему Исааку. Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда... И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора, и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать воду, и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет мне: пей, я и верблюдам твоим дам пить, пока не напьются, — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим Авраамом.

Еще не перестал он говорить в уме своем, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее; девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх. И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его» (Быт 24:1–6, 10–20).

Узнав, что прекрасная и добрая девушка к тому же родственница Авраама, Елиезер возблагодарил Бога. Ни сама Ревекка, ни брат ее Лаван, ни прочие родственники не возражали против сватовства Исаака. Сев на верблюда, девушка отправилась с Елиезером к жениху. Ревекка и Исаак сразу же полюбили друг друга.

Изобр.: Г. Доре, «Елиезер и Ревекка», «Исаак встречает Ревекку», 1864 — 1866. Ю. Карольсфельд, «Исаак и Ревекка», 1850-е. Рембрандт, «Исаак и Ревекка», 1665.

РИЦПА, или Рицца (раскаленный уголь) — дочь Айя (Аии), наложница царя Саула, мать его сыновей Армона и Мемфивосфея. Ее дети были отданы царем Давидом на умерщвление гаваонитянам, чтобы искупить перед ними грехи царя Саула. Безутешная мать просидела над телами повешенных сыновей от весны до осени, отгоняя от них птиц и зверей. Узнав об этом, Давид приказал собрать их кости и похоронить в гробнице, где лежал их отец Саул и другие родственники.

Изобр.: Г. Доре, «Рицца охраняет тела сыновей», 1864 — 1866.

РОВОАМ — сын царя Соломона и Наамы аммонитянки. Начал свое правление в 41 год и правил с 931 по 913. Израильтяне, собравшиеся в Сихеме, чтобы помазать его на царство, потребовали от него снижения налогов, но он, по совету молодых приближенных, надменно ответил, что, наоборот, собирается увеличить налоги. Тогда возмущенные израильтяне отказались признать его власть и поставили царем своего вождя Иеровоама. Верными Ровоаму остались только два колена: Иудино и Вениаминово. Так единое царство иудеев разделилось на Иудею и Израиль.

РОЖДЕНИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. Прежде чем прийти в мир Иисусу Христу, Бог послал Предтечу, то есть предшественника, который должен был подготовить людей к встрече со Спасителем.

Родителями Предтечи стали священник Захария и его жена Елисавета, жившие в городе Иудином (Иерусалиме) и отличавшиеся праведностью и благочестием.

Однажды, когда Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме, «явился ему ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он... многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1:11–16).

Захария не поверил ангелу, и в наказание ангел обрек его на немоту: «Будешь молчать... до того дня, как это сбудется» (Лк 1:20). После этого Елисавета понесла и в положенный срок родила младенца. И спрашивали знаками Захарию, как бы он хотел назвать сына. Он попросил дать ему дощечку и начертал: Иоанн. «И тотчас разрешились уста его, и он стал говорить» (Лк 1:64).

Рождение святого пророка и Предтечи Христова Иоанна празднуется 24 июня (7 июля) как один из великих праздников Христианской Церкви.

 

Изобр.: Александр Иванов, «Архангел Гавриил поражает Захарию немотой», 1850-е. Ю. Карольсфельд, «Предсказание рождения Иоанна», 1850-е. Тинторетто, «Рождение Иоанна Крестителя», ок. 1550. Ян ван Эйк, «Рождество святого Иоанна Крестителя», XV в.

Рождество Христово

Оглавление

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com