Rating All.BY

ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Путеводитель по Библии

Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»

Христианские ресурсы Путеводитель по Библии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ

Словарь имен, эпизодов, крылатых выражений, изречений, понятий


Леонид Стиль. Понтий ПилатПилат, Понтий... Покаяние

ПИЛАТ, Понтий — римский наместник в Иудее (прокуратор) в 26 — 36 г. н. э.

Справа: Леонид Стиль. «Понтий Пилат».

Поскольку Иудея находилась под властью Римской империи, евреи не имели права приводить в исполнение смертный приговор без утверждения римским наместником. Поэтому Иисуса Христа повели к прокуратору Понтию Пилату. Тот не нашел в речах и действиях Иисуса никакой особенной крамолы и хотел отпустить его, но толпа, подстрекаемая первосвященниками и старейшинами, требовала: «распни его!». Тогда Пилат «умыл руки», чтобы показать, что в крови Иисуса неповинен. После распятия Иисуса Пилат сделал на кресте надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». «Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же иудейские сказали Пилату: не пиши Царь Иудейский, на что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал» (Ин 19: 20–22).

Эта подробность встречается только у Иоанна и, на наш взгляд, рисует Понтия Пилата незаурядной личностью. Тем не менее, по свидетельству древних историков, он не был популярен среди иудеев, так как злоупотреблял властью. Правление Пилата в Иудее закончилось судом над ним самим. За убийство по его распоряжению галилеян в храме во время жертвоприношения он был лишен своей должности и сослан в Галлию. Там он покончил с собой, мучимый угрызениями совести. По другим сведениям, он был сослан в Галлию за жестокую расправу над самаритянами и там скончался.

 

Фраз.: «умыть руки» — снять с себя ответственность.

Лит.:

М. Булгаков, «Мастер и Маргарита».

А.Шитяков. «Последнее чудо». Поэма

А.Берлин. «Начало». Поэма

 

Игорь ЦАРЕВ

С высоты своего этажа

Не греми рукомойником, Понтий, не надо понтов,

Все и так догадались, что ты ничего не решаешь.

Ты и светлое имя жуешь, как морского ежа ешь,

потому что всецело поверить в него не готов.

 

Не сердись, прокуратор, но что есть земные силки?

Неужели ты веришь в их силу? Эх ты, сочинитель...

Не тобой были в небе увязаны тысячи нитей —

не во власти твоей, игемон, и рубить узелки.

 

Ни светила с тобой не сверяют свой ход, ни часы.

Что короны земные? Ничто, если всякое просо

тянет к свету ладони свои без монаршего спроса,

и царем над царями возносится плотничий сын...

 

Но к чему это я? С высоты своего этажа,

сквозь окно, что забито гвоздями и неотворимо,

я смотрю на осенние профили Третьего Рима,

на зонты и авоськи сутулых его горожан.

 

Слева рынок, а справа Вараввы табачный лоток

(несмотря на века, хорошо сохранился разбойник!)

У меня за стеной — или в небе? — гремит рукомойник,

и вода убегает, как время, в заиленный сток...

 

 

Алексей Кислицын

Монолог Пилата

 

Нет сна, нет покоя, нет мочи.

За что ты терзаешь меня?

Позвал, поманил, напророчил

И бросил... ни в чем не виня.

 

Ужасная, страшная должность:

Виновен! Поднявшись, рука

Крестом наградила за подлость,

К кресту приковав на века.

 

И ты-ся-че-летья проклятьем,

Связав наши судьбы в одно,

Бессмертие рукопожатием

Луною стучится в окно.

 

Ошибка, ошибка, ошибка...

Не врач ты! О как же я слеп!

И скорбная эта улыбка,

Свечой озаряет мой склеп.

 

Да! Склеп! Вот и все что осталось

От наших мечтаний... Ответь!

Наградой была бы мне старость,

И высшим прощением — смерть.

 

Когда-нибудь, криком: — Свободен! —

Откроется мне этот клад.

И в ночь воскресенья спокойно

Заснет наконец-то Пилат...

 

 

ПОКАЯНИЕ — одно из ключевых понятий христианского вероучения; главный путь спасения души; акт признания человеком своих грехов с тем, чтобы заслужить их прощение и обрести надежду на лучшую жизнь на земле, среди людей, и вечную благодать в Царстве Небесном. Недаром сказано: «Об одном кающемся больше радости в небе, чем о десяти праведных» (Лк 15:7).

Покаяние невозможно без отказа от гордыни. В Раскольникове (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание») людей отталкивает не столько само преступление — убийство старухи-процентщицы, — сколько нежелание покаяться. Такой человек непредсказуем и опасен для окружающих.

Потребность в покаянии может возникнуть не только у отдельного человека, но и у целого народа.

Современная история дала по меньшей мере два ярких примера национального покаяния. Это, во-первых, извинения, принесенные властями и народом Германии за то, что эта страна допустила фашизм и тем самым навлекла на себя и другие страны неисчислимые бедствия. И во-вторых, ритуал захоронения — через 80 лет после убийства — останков царя Николая II и членов его семьи, без суда убитых большевиками в Екатеринбурге в 1918 году.

 

Фраз.: «не согрешишь — не покаешься».

Изреч.: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!». Главная мысль «Проповеди Иоанна», затем подхваченная Иисусом Христом.

Цит.: «...Он к покаянью призывал». Лев Мей, поэма Слепорожденный».

Лит.

Е.Кантор, «Покаяние», рассказ.

Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы». «Ничего не бойся, и никогда не бойся, и не тоскуй. Только бы покаяние не оскудевало в тебе — и все Бог простит. Да и греха такого нет и не может быть на всей земле, какого бы не простил Господь воистину кающемуся. Да и совершить не может совсем такого греха великого человек, который бы истощил бесконечную Божью любовь. <...> Веруй, что Бог тебя любит так, как ты и не помышляешь о том, хотя бы со грехом твоим и во грехе твоем любит. А об одном кающемся больше радости в небе, чем о десяти праведниках, сказано давно».

Потоп

Оглавление

Самая актуальная информация комплектующие для откатных ворот на нашем сайте.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com