Rating All.BY

ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Путеводитель по Библии

Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»

Христианские ресурсы Путеводитель по Библии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ

Словарь имен, эпизодов, крылатых выражений, изречений, понятий


Неемия... Ной

НЕЕМИЯ — сын Ахалии, один из величайших мудрецов Израиля, собиратель памятников иудейской культуры, в том числе книг предшествующих пророков, а также основатель библиотеки при Иерусалимском храме.

Будучи благородного происхождения, Неемия служил вначале виночерпием у персидского царя Артаксеркса, однако все его помыслы были связаны с родиной.

«В месяце кислеве, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе. И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме. И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем. Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным» (Неем 1:1–4).

«В месяце нисане, в двадцатый год царя Артаксеркса, было перед ним вино. И я взял вино и подал царю, и, казалось, не был печален перед ним. Но царь сказал мне: отчего лицо у тебя печально; ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце? Я сильно испугался и сказал царю: да живет царь во веки! Как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнем! И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному и сказал царю: если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицом твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его» (Неем 2:1–5).

Наделенный широкими полномочиями и большими средствами, Неемия прибыл в Палестину в качестве царского наместника. В Иерусалиме он обратился к старейшинам и местным властям с предложением восстановить стены города и храм. Весь народ с энтузиазмом воспринял эту весть. За 52 дня, работая днем и ночью, строители восстановили стены и ворота города. Было проведено богослужение. Начались реформы в экономической жизни, была сделана перепись населения. Священник Ездра принародно читал закон Моисея и толковал его; люди каялись в грехах и давали письменное обещание не нарушать закон предков.

Изобр.: Г. Доре, «Неемия у стен Иерусалима», 1864 — 1866.

Беседа Иисуса Христа с НикодимомНИКОДИМ. «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух... Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа... Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин 3:1–21).

Иисус говорит о «втором» — духовном, нравственном — рождении человека, о том, что без этого невозможно обрести вечную жизнь в Царстве Божием; о грядущем Божьем Суде и спасении всех верующих. Это произвело на Никодима столь сильное впечатление, что он стал тайным приверженцем Иисуса.

Когда фарисеи хотели схватить Иисуса, чтобы расправиться с ним, Никодим предложил вначале выслушать Его, чтобы выяснить, заслуживает ли Он наказания. После казни Иисуса Христа Никодим принес 100 литров благовонного состава для умащения Его тела, вместе с Иосифом Аримафейским позаботился о погребении.

Лит.: Владимир Бенедиктов, «Ночная беседа»

...Человек! Вотще твои стремленья

К благодатной манне обновленья

На нечистом поприще, где каждый

Дышит благ материальных жаждой.

Возродись! — И да не идет мимо

Та с Христом беседа Никодима!

Изобр.: Александр Иванов, «Христос и Никодим», 1850-е.

 

НИМРОД (Нимврод) (мятежный, возмутительный) — внук Хама, искусный зверолов.

Нимрод основал свое царство в Месопотамии, куда входили «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар». При нем строилась Вавилонская башня.

Цит.: «Бывает, что охотник за лосем в дремучем лесу вдруг выйдет на цветущую поляну, где ручей журчит о покое и отдыхе. В такие минуты сам Немврод опускает копье». О’Генри, рассказ «Горящий светильник».

НИНЕВИЯ — древний город Ассирии, в конце VIII — VII вв. до н. э. столица этого государства. В 612 г. до н. э. разрушена войсками вавилонян и мидян. В Ниневию Бог посылает пророка Иону: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» (Иона 1:2).

В Библии Ниневия, так же, как Вавилон, Содом и Иерусалим, часто фигурирует как рассадник зла, идолопоклонства, порока.

Цит.: Чарлз Лэм: «Сад был первобытной тюрьмой, откуда человек с дерзостью Прометея, счастливо согрешив, вырвался на свободу. Потом были Вавилон, Ниневия, Венеция, Лондон, галантерейщики, ювелиры, кабаки, игорные дома, пасквили, эпиграммы и каламбуры. Они захлестнули город и перекинулись дальше — по ту сторону невинности».

Лит.: Данте Габриел Россетти, философская поэма «Бремя Ниневии».

Изобр.: Г. Доре, «Пророк Иона в Ниневии», 1864 — 1866.

НОВЫЙ ЗАВЕТ  — часть Библии, в которой рассказывается о пришествии на землю Иисуса Христа и возникновении христианской религии. Новый Завет включает в себя 4 Евангелия, Деяния апостолов, Послание Иакова; два Послания Петра; три Послания Иоанна; Послание Иуды; четырнадцать Посланий св. апостола Павла и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Подробнее см. «Библия».

Цит.: И. В. Гете, «Фауст».

...Мы неземное учимся ценить

И в Откровенье ждем себе ответа,

А луч его всего ясней горит

В том, что Завет нам Новый говорит.

НОЕМИНЬ  — жена Елимелеха из Вифлеема Иудейского. Когда в Вифлееме случился голод, она с мужем переселилась на поля моавитские. Муж умер, Ноеминь осталась с двумя сыновьями. Сыновья взяли себе жен-моавитянок: Орфу и Руфь. Когда же и сыновья умерли, Ноеминь решила вернуться в Иудею, а невесткам разрешила вернуться в дома своих отцов. Орфа вернулась, а Руфь не захотела оставить свекровь.

«Когда пришли они в Вифлеем, весь город пришел в движение от них, и говорили: это Ноеминь? Она сказала им: не называйте меня Ноеминью (приятной), а называйте меня Марою (горькой), потому что Вседержитель послал мне великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье? И возвратилась Ноеминь, и с нею сноха ее Руфь Моавитянка, пришедшая с полей моавитских, и пришли они в Вифлеем в начале жатвы ячменя» (Руфь 1:19–22).

Там Ноеминь помогла Руфи выйти замуж за хорошего человека — своего родственника Вооза, а когда у Руфи родился сын Овид (прадед будущего царя Давида), стала ему нянькой.

Изобр.: Гюстав Доре, «Ноеминь и ее невестки».

НОЙ — патриарх, родоначальник человечества после всемирного потопа. Известный своей праведностью, Ной стал единственным, кому Бог позволил вместе с семьей и имуществом спастись от всемирного потопа. Согласно легенде, ковчег праведного Ноя остановился в седловине между вершинами Большого и Малого Арарата — это составляет примерно 20 километров. У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет, и от них населилась вся земля.

История Ноя свидетельствует о неуничтожимости добра: как бы ни была растленна земля, как бы ни распространилось зло на ней, всегда найдется праведник, который наперекор всему остается носителем добра, залогом нравственного возрождения человечества. В этом смысле Ной и называется «надеждой мира» (ПремСол 14:6–7).

 

Ной проклинает ХамаПосле потопа «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.

Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним Хам, и проклял сына своего» (Быт 9:20–24).

Фраз.: «Ноев ковчег» — говорится с ироническим оттенком для обозначения крайней тесноты: плохих жилищных условий или переполненных средств общественного транспорта.

Наше тревожное время, когда судьбы человечества под угрозой, мы часто сравниваем со всемирным потопом. А когда говорим о необходимости объединения усилий, чтобы выжить, звучит афоризм: «Все мы в одной лодке».

«хам» — грубиян, человек, для которого нет ничего святого. «Хамить», «хамство».

Изобр.: Микеланджело Буонаротти, «Жертвоприношение Ноя»; «Опьянение Ноя», 1508 — 1512. Г. Доре, «Ной выпускает голубя», 1864 — 1866. Ю. Карольсфельд, «Строительство ковчега», 1850-е. Феофан Грек, «Ной», 1378.

Осия... Откровение

Оглавление

Информация рыбная продукция оптом на сайте.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com