Rating All.BY

ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Путеводитель по Библии

Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»

Христианские ресурсы Путеводитель по Библии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ

Словарь имен, эпизодов, крылатых выражений, изречений, понятий


МОИСЕЙ

Младенец Моисей(спасенный из воды) — первый вождь, пророк и законодатель еврейского народа, сын Амрама и Иохаведы. С его именем неразрывно связана эпопея исхода народа Израиля из Египта и обретение земли обетованной — Палестины.

После смерти Иосифа и восшествия на престол нового царя (фараона) жизнь в Египте стала невыносимой для израильтян. Их изнуряли рабским трудом; а убедившись в живучести и выносливости евреев, «царь египетский повелел повивальным бабкам евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа: когда вы будете повивать у евреянок, то, если будет сын, умерщвляйте его, а если дочь, пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и оставляли детей в живых. За это Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался...

Тогда фараон всему народу своему повелел: всякого новорожденного у евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» (Исх 1:15–20, 22).

 

Младенец МоисейРодив Моисея, Иохаведа три месяца скрывала его, но больше скрывать было нельзя. Тогда она «взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.

И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца. И сжалилась над ним дочь фараонова и сказала: это из еврейских детей.

И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.

И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх 2:3–10).

«Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим, сынам Израилевым, и увидел тяжкие работы их; и увидел, что египтянин бьет еврея. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил египтянина и скрыл его в песке.

И вышел он на другой день, и вот, два еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил вчера египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.

И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской» (2:11–15). Там он заступился за дочерей священника Мадиамского, и тот выдал за него дочь свою Сепфору.

«Спустя долгое время, умер царь египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом» (Исх 2:23–24).

 

Горящий терновый куст«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но не сгорает.

Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему из куста, и сказал: ...Моисей! Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.

Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога.

И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю хананеев, хеттеев, аморреев, ферезеев, гергесеев, евеев и иевусеев...

Я пошлю тебя к фараону; выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых... Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ Мой из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.

И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог ответил: Я есмь Сущий. Так и скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и память обо Мне из рода в род.

Пойди, собери старейшин Израилевых... и пойдете к фараону, царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему.

Но Я знаю, что царь египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою; Я простру руку Мою и поражу Египет чудесами Моими, и после того он отпустит вас» (Исх 3:1–8, 10, 12–16, 18–20).

Моисей должен был говорить с евреями в Египте от имени Бога. А чтобы ему поверили, Бог наделил его способностью совершать чудеса: превращать жезл в змею, поражать руку проказой и превращать воду в кровь. Но Моисей страшился столь великой миссии и продолжал отговариваться: он, мол, косноязычен. Бог разгневался было на него за малодушие, но потом предложил Моисею взять с собой брата Аарона: тот будет его «устами».

Увидев чудеса, старейшины поверили вернувшимся в Египет Моисею и Аарону, но им еще предстояло убедить фараона. С Божьей помощью Моисей совершал одно чудо за другим, насылая на Египет то одно, то другое бедствие («десять казней египетских»). Наконец страх заставил фараона отпустить евреев, однако он тотчас выслал за ними войско.

Иудеи меж тем дошли до Чермного (Красного) моря. Заметив погоню, они стали упрекать Моисея, что он вывел их на погибель. Моисей поднял жезл, и воды Красного моря расступились, образовав коридор, по которому прошли сыны Израиля. Египтяне последовали за ними, но, когда они дошли до середины моря, Моисей снова поднял жезл, и воды Красного моря сомкнулись, и все войско фараона исчезло под водой. Израильтяне же «воспели Господу песнь сию: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его» (Исх 14:31; 15:1–2).

Придя через три дня в Мерру, израильтяне обнаружили, что питьевая вода в этом месте — горькая. Моисей «возопил» к Богу, и тот указал ему дерево, ветви которого, если опустить их в воду, сделают ее пригодной для питья.

 

Израиль в пустынеВ середине второго месяца исхода израильский народ оказался в пустыне Син, между Синаем и Елимом. Пищи не осталось, и люди стали роптать. Моисей пообещал, что к утру следующего дня пища будет. И действительно, «вечером налетели перепела и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу» (Исх 16:13–15). Из этой крупы стали делать хлеб и назвали ее «манной небесной». Сорок лет продолжался путь израильтян в землю обетованную, и сорок лет они питались манной небесной.

Следующей остановкой был Рефидим. Здесь также не было воды. Моисей, вдохновленный Богом, собрал старейшин, привел их к горе Хорив и ударил жезлом в скалу. Из нее обильно хлынула вода.

Возле горы Хорив на иудеев напали амаликитяне. Моисей послал против них Иисуса Навина с воинами, а сам поднялся на гору и воздел руки в молитве. И стали одолевать израильтяне. Но как только от усталости руки Моисея опустились, стали одолевать амаликитяне. Тогда Аарон и Ор встали с двух сторон от него и держали руки его вверху до захода солнца, и так израильтяне победили.

В пути Моисей занимался судебными делами, принимал людей для решения спорных вопросов. Работы было слишком много, ему было все труднее справляться одному. По совету тестя Иофора Моисей выбрал честных, способных людей из своего рода и поставил их начальниками над каждым десятком, каждой сотней и каждой тысячей. Они докладывали Моисею только о самых важных делах, а мелкие решали сами.

Наконец израильтяне пришли в Синайскую (Аравийскую) пустыню. На горе Синай произошла встреча Моисея с Богом. «И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей» (Исх 19:17–20).

Там, на горе Синай, Бог заключил с израильским народом в лице Моисея особый договор, или Завет. Часть договора, так называемые Десять заповедей, была записана Богом на каменных скрижалях. Эти заповеди содержали основные жизненные принципы, которым народ Израиля должен был следовать по замыслу Божию. Кроме Десяти заповедей, в договор вошли другие правила и постановления. Все это вместе составило «закон Моисея», или просто «закон».

Моисей отсутствовал сорок дней; израильтяне забеспокоились и стали просить Аарона «сделать им бога». Аарон приказал собрать все золотые серьги и перелить в золотого тельца, которому евреи начали поклоняться. Вернувшись, Моисей в сердцах разбил скрижали (впоследствии Бог дал ему новые), уничтожил идола и с трудом умолил Бога простить иудеев. Тем не менее три тысячи идолопоклонников были умерщвлены: то была искупительная жертва разгневанному Богу.

По данному Богом образцу на горе была сооружена скиния Завета, своего рода походный храм. Скиния имела три отделения: двор, куда сходился народ для совершения молитв, святилище, куда входили только священники, и святая святых, куда допускался только первосвященник, и то лишь раз в год. В святая святых хранили ковчег Завета — золоченый ящик, где находились каменные скрижали с заповедями, чаша с манной, а позднее жезл Аарона и священные книги.

Когда израильтяне приблизились к реке Иордан, Моисей выслал вперед двенадцать разведчиков. По возвращении те доложили: земля очень богата и плодородна, в ней «подлинно течет молоко и мед» (Чис 13:28), а виноградная кисть, которую они сорвали, была так велика, что пришлось нести вдвоем. Однако там живут очень сильные люди, против которых нельзя идти войной. На иудеев напал страх, и они стали роптать. «И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его» (Чис 14:11–12).

Однако Моисей не принял столь заманчивого предложения и вновь заступился за народ: «Если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут: Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне» (Чис 14:15–16).

Этот довод подействовал: Бог не истребил народ Израиля, но в наказание за неверие и непослушание осудил его сорок лет скитаться в пустыне, пока не умрут все роптавшие на Господа.

Но ропот не прекращался. Корей, Дафан и Авирон возглавили бунт против Моисея и Аарона. Бог сурово покарал бунтовщиков, а чтобы закрепить особые права Аарона, устроил чудо с расцветшим жезлом, после чего Моисей объявил род Аарона священным; отныне только левиты (Аарон был потомком Левия) имели право совершать богослужения в скинии.

Во время последующих странствий ропот усилился, и Бог наслал на иудеев ядовитых змей. В то же время Он приказал Моисею сделать медного змея и поставить перед народом. Кто с верой смотрел на змея, на того яд не действовал.

Долго еще израильтяне скитались по пустыне. Наконец они достигли тех мест, где жили моавитяне и амореи, и покорили их. Однако евреи стали смешиваться с моавитянами и поклоняться их богам. Моисей велел судьям убить всех, уличенных в связи с моавитянами.

С наступлением сорокового года странствования по пустыне иудеи снова оказались в безводном месте и возроптали. Бог сказал Моисею: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите скале, и она даст из себя воду, и напоишь общество и скот его» (Чис 20:8). Однако братья усомнились в действенности слов; Моисей, как делал прежде, ударил жезлом по скале, и оттуда потекла вода. В наказание Бог определил братьям умереть прежде, чем евреи войдут в землю обетованную. Вскоре после этого Аарон умер на горе Ор.

Снова приблизившись к Ханаану, Моисей велел провести перепись евреев. Были исчислены все потомки первых двенадцати колен Израилевых, их оказалось свыше 600 тысяч человек. Каждое племя должно было получить в земле обетованной территорию для расселения, соответствующую его численности.

Помня о своей провинности, Моисей попросил Бога поставить нового вождя для евреев. Вождем — преемником Моисея — стал Иисус Навин. Моисей же, перед тем как уйти, успешно завершил войну с моавитянами. Ему исполнилось сто двадцать лет; дело его жизни было закончено. Благословив каждое из колен Израилевых, он взошел на гору Фасги и «приложился к народу своему»; место его погребения неизвестно. Память о нем хранится иудеями, христианами и мусульманами до сего дня.

Прим.: «пространная» значит просторная, обширная.

Фраз.: «золотой телец»; «манна небесная»; «руки опускаются»; «приложиться к народу своему» — умереть.

 

Марина Боглова. Сотворение куста«Неопалимая купина».. «Купина» — куст (шире — ворох, груда, кипа — что-либо, представляющее собой компактную группу; отсюда — совокупный).В славянском тексте Библии «неопалимая купина» — горящий, но не сгорающий терновый куст, в виде которого Бог явился Моисею, дабы возвестить ему о его великой миссии — вывести из египетского рабства народ Израиля.

Фразеологизм «неопалимая купина» употребляется для обозначения чего-либо исключительно стойкого, неуничтожимого.

 

Лит.:

Максимилиан Волошин, «Неопалимая купина»: «Воистину вся Русь — это неопалимая купина, горящая и не сгорающая все века своей мученической истории».

Ромен Роллан, «Жан-Кристоф»: «Неопалимая купина» — название девятой главы. Сигрид Унсет, роман «Неопалимая купина».

Фридрих Клопшток, «Мессиада». В центре религиозной эпопеи — образ библейского законодателя Моисея.

Марк Антуан Сент-Аман, героическая идиллия «Моисей спасенный».

Йозеф Рот, эссе «Евреи в странствиях».

Леон Урис, «Исход».

Уильям Фолкнер, «Сойди, Моисей!», цикл рассказов.

 

Борис Рубежов

Двенадцать соглядатаев

Чис. 13.3.

Ханаанскую высмотреть землю они

Отправлялись с рассветом,

По пескам раскалённым шли ночи и дни

Знойным солнечным летом.

 

И когда их дозор терпеливый дошёл

До деревьев и листьев,

Это место назвали долиной Есхол,

Виноградною кистью.

 

Молоко в ней тягучее, мёд и шафран,

Что снимает тревогу,

Позади ж оставалась пустыня Фаран,

Неугодная Богу.

 

Он-то видел воочью последний причал,

Море, полное влаги,

Но народ этой ночью вопил и роптал,

И растаптывал флаги,

 

* * *

Он давно не менялся в лице:

Только гнев, прерываемый снами,

И Иосифа кости в ларце,

И несметные толпы за нами.

 

Звёздный купол, как море, глубок,

Пусть кричат они, сбившие ноги:

«Для чего ты нас мучишь, пророк,

И зачем мы с тобою в дороге?»

 

Впереди беспорядочных толп,

Знойным кипенным солнцем палимый,

И ведёт его облачный столп,

Ночью — огненный столп негасимый.

 

Годы сыплются пылью с ресниц,

И не раз ещё явится чудо:

Фараонова тьма колесниц

Не догонит свободного люда...

 

Но роптать не устанет толпа

На того, кто мудрее и выше,

Разлетелась проклятий крупа,

Только он их как будто не слышит!

 

Сквозь тупиц неуёмную ложь,

С длинным посохом, яростью вздыблен:

— Моисей, ты туда не войдёшь,

Ты умрёшь, чтобы мы не погибли!..

 

Сухостоя сиреневый дым,

Каравана усталые звери,

В Моавитской равнине Навин —

И нескоро до новой потери.

 

Будто чувствовал: Сгинет чуть видимый след,

И в дорогу сегодня —

Впереди были сорок мучительных лет

Наказанья Господня..

 

Наливая в бокал золотистый закат

И рассветное пламя,

Вспоминаю, что горек порой виноград,

Завоёванный вами.

 

Изреч.: «Я есмь Сущий» (Исх 3:14).

 

Цит.: Интересную трактовку наказания Моисея Богом предложил русский поэт XIX в. С. Фруг в ст-и «Пустынный ключ».

(На подступах к земле обетованной Моисей умоляет Бога позволить ему провести там хотя бы один день).

 «...Смертный, — раздался в ответ ему голос нагорный,

Смертный, избранник мой, лучший из смертных,

Вспомни источник Меривы... С ударом преступным

Поднял ты руку на камень немой, беззащитный, —

Кроткое слово презрев, ты прибегнул к насилью!

Нет, ты не вступишь в пределы страны заповедной».

Но, конечно, в первую очередь образ Моисея символизирует собой вождя, спасителя своего народа. Не случайно этот образ возникает на тех страницах выдающегося английского писателя ирландского происхождения Джеймса Джойса, когда речь заходит о борьбе ирландцев за независимость (от Англии)*:

«...Когда Фицгиббон закончил речь, Джон Ф. Тэйлор взял ответное слово. И вот что он говорил, вкратце и насколько могу припомнить.

— Господин председатель, леди и джентльмены! Велико было мое восхищение словами, с которыми только что обратился к молодежи Ирландии мой ученый друг. Мне чудилось, будто я перенесся в страну, очень отдаленную от нашей, и в эпоху, очень далекую от нынешней, будто я нахожусь в Древнем Египте и слушаю речь некоего первосвященника той земли, обращенную к юному Моисею:

«Отчего вы, евреи, не хотите принять нашей культуры и нашей религии и нашего языка? Вы — племя кочующих пастухов: мы — могущественный народ. У вас нет городов и нет богатств; наши города словно людские муравейники, и наши барки, триремы и квадриремы, груженные всевозможными товарами, бороздят воды всего известного мира. Вы едва вышли из первобытного состояния: у нас есть литература, священство, многовековая история и государственные законы»...

В голове Стивена проносится вереница образов:

Нил.

Ребенок — мужчина — изваяние.

На берегу Нила прислужницы преклонили колена, тростниковая люлька — муж, искусный в битве — каменнорогий, каменнобородый, сердце каменное.

— Но, леди и джентльмены [продолжает Джон Ф. Тэйлор], если бы юноша Моисей внял этой речи и принял бы этот взгляд на жизнь, если бы он склонил свою голову, склонил свою волю, склонил дух свой пред этим надменным поучением, то никогда бы не вывел он избранный народ из дома рабства и не последовал бы днем за столпом облачным. Никогда бы не говорил он с Предвечным средь молний на вершине Синая и не сошел бы с нее, сияя отсветами боговдохновения на лице, неся в руках скрижали закона, выбитые на языке изгоев...»

______________________

* Отрывок приводится с сокращениями

Изобр.: Сандро Боттичелли, «Сцены из юности Моисея». Паоло Веронезе, «Нахождение Моисея», 1570 — 1575. Джорджоне, «Моисей (испытание огнем)», кон. XV — нач. XVI вв. Г. Доре, «Младенец Моисей»; «Дочь фараона спасает Моисея»; «Моисей и Аарон перед фараоном»; «Фараон просит Моисея покинуть Египет»; «Гибель египтян в Чермном море»; «У горы Синай»; «Моисей со скрижалями Завета»; «Возвращение соглядатаев из Ханаана»; «Моисей, источающий воду из горы»; «Медный змей», 1864 — 1866. Ю. Карольсфельд, «Горящий терновый куст»; «Израиль в пустыне»; «Жезл Аарона»; «Медный змей»; «Молитва Моисея»; «Дарование Десяти заповедей», 1850-е. Лукас ван Лейден, «Моисей и создание золотого тельца», 1530. Микеланджело Буонаротти, «Моисей», 1515 — 1516. Круг Андрея Рублева и Даниила Черного, «Моисей», 1420-е.

Молитва — Муж и жена

Оглавление

http://kazakovtsevstudio.com/ свадебный фотограф новосибирск.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com