Rating All.BY

ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Путеводитель по Библии

Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»

Христианские ресурсы Путеводитель по Библии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ

Словарь имен, эпизодов, крылатых выражений, изречений, понятий


Марк... «Милости хочу, а не жертвы»

МАРК — автор одного из четырех канонических Евангелий. Записывал все, что говорил апостол Петр о деяниях Иисуса Христа.

В христианском искусстве Марк изображается вместе со львом, так как в своем Евангелии подчеркивал царственность Иисуса Христа. В Венеции есть памятник Святого Марка: лев держит в лапах книгу с надписью: «Pax tibi, Marce, evangelista meus», что в переводе с латинского означает: «Мир тебе, Марк, благовестник мой».

Изобр.: А. Дюрер, «Апостолы Иоанн и Петр, Павел и Марк», 1526.

 

МАРФА — сестра Марии (см.) и Лазаря.

МАТЕРЬ БОЖИЯ — см. Богородица

МАТФАНИЯ (СЕДЕКИЯ) (дар Господа) — сын Иосии и Хамутали, дочери Иеремии; брат Иоакима, дядя Иехонии, воцарившийся после него при содействии царя Вавилонского, который заставил его, в знак полного подчинения, переменить имя. Подробнее см. «Седекия».

МАТФЕЙ (дар Господень), называемый также Левий Алфеев (он был из колена Левия), — один из Двенадцати апостолов, евангелист. До призвания к христианскому служению был мытарем (сборщиком налогов) в Капернауме. Находясь в «Своем городе», Иисус «вышел к морю и увидел Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним» (Мк 1:13–14).

После распятия и воскресения Христа Матфей написал одно из четырех Евангелий. Был убит врагами христиан.

Лит.: М. Булгаков, «Мастер и Маргарита».

Изобр.: Караваджо, «Призвание апостола Матфея», «Убийство апостола Матфея», 1599 — 1600.

Муз.: Бах, оратория «Страсти по Матфею».

 

МАФУСАИЛ (Мафусал) — потомок Сифа, третьего сына Адама, отец Ламеха, дед Ноя. Среди указанных в родословии Адама Мафусаил прожил наибольшее (969) число лет.

Лит.: Роберт Хайнлайн, «Потомки Мафусаила». Бернард Шоу, пьеса «Назад к Мафусаилу».

 

МЕЛХИСЕДЕК — царь салимский, который вынес Аврааму дары после победы над пятью царями «и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли» (Быт 14:18–19).

Изобр.: Ю. Карольсфельд, «Мелхиседек благословляет Авраама», 1850-е.

 

МЕЛХОЛА (ручей, поток) — дочь Саула, жена Давида. Помогла Давиду бежать от ослепленного ненавистью тестя. «Мелхола же взяла статую и положила на постель, а в изголовье ее положила козью кожу, и покрыла одеждою. И послал Саул слуг, чтобы взять Давида; но Мелхола сказала: он болен. И послал Саул слуг, чтобы осмотреть Давида, говоря: принесите его ко мне на постели, чтоб убить его. И пришли слуги, и вот, на постели статуя, а в изголовье ее козья кожа. Тогда Саул сказал Мелхоле: для чего ты так обманула меня и отпустила врага моего, чтоб он убежал? И сказала Мелхола Саулу: он сказал мне: отпусти меня, иначе я убью тебя» (1 Цар 19:13–17).

Вынужденный держаться подальше от царского дворца, Давид взял себе двух других жен, а Мелхолу Саул выдал замуж за Фалтия, сына Лаиша. После смерти Саула и своего воцарения Давид потребовал вернуть ему Мелхолу. Муж плакал, провожая ее.

Но Мелхола, при всей любви, не могла забыть разницы в происхождении: ведь она была царской дочерью, а Давид в юности пас скот. Она осудила его «несолидное» поведение, когда он плясал и пел перед возвращенным ковчегом Завета. За это Бог отнял у нее счастье быть матерью.

 

МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ — в тексте Библии означает языческий алтарь, воздвигнутый на месте храма. «Мерзким», «мерзостью» называется все, связанное с идолопоклонством, чужеземными богами, враждебными истинному Богу силами, напр.: «Астарта — мерзость сидонская» (4 Цар 23:13).

С особой страстностью обличает «увлекающихся вслед гнусностей и мерзостей» чужебожия пророк Иезекииль. Он сравнивает Иерусалим с неверной женой, «необузданной блудницей» и предвещает ему наказание за распутство: «Выслушай, блудница, слово Господне! Так говорит Господь Бог: за то, что ты так сыпала деньги твои, и в блудодеяниях твоих раскрываема была нагота твоя перед любовниками твоими и перед всеми мерзкими идолами твоими, и за кровь сыновей твоих, которых ты отдавала им, — а то вот, Я соберу всех любовников твоих, которыми ты услаждалась и которых ты любила, со всеми теми, которых ненавидела, и соберу их отовсюду против тебя, и раскрою перед ними наготу твою, и увидят весь срам твой. Я буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь, — предам тебя кровавой ярости и ревности» (Иез 16:35–38).

В настоящее время выражением «мерзость запустения» обозначают опустошение, беспорядок, грязь (например, в запущенном жилом доме).

 

«Мертвые пусть погребают мертвецов». В ответ на призыв Иисуса следовать за Ним один из учеников обратился к Нему с просьбой: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:22). Вряд ли Христос буквально возражал против выполнения последнего долга перед родителями. В этой фразе Он в утрированной форме выразил приоритет долга перед живыми.

Метать бисер перед свиньями — говорить о высших материях с людьми, которым они недоступны или неинтересны; пытаться приобщить к духовным ценностям тех, чья душа и ум неразвиты, не готовы принять истину, или тех, кто сознательно пренебрегает ею. «Метать бисер перед свиньями» — значит не только проявлять излишнюю наивность, но и унижать саму истину.

В Нагорной проповеди Иисус говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф 7:6). Та же мысль содержится в книге Притчей Соломона: «Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание» (Притч 9:7–9).

МИХЕЙ 1 — пророк, eдинственный, кто правильно предсказал царю Ахаву поражение и гибель при Рамофе Галаадском (3 Цар 22).

МИХЕЙ 2 — пророк, чья деятельность пришлась на времена правления царей Иоафама, Ахаза, Езекии. Среди его предсказаний особенно выделяется пророчество о Вифлееме, как месте рождения будущего Мессии (4 Цар; Мих).

Лит.: Л. Жуковский, «Михей призывает Израиль к покаянию».

Внимайте, народы, и все, кто живет

И дышит в пределах вселенной!

Господь, с недоступных спускаясь высот,

На вас с обличеньем суровым грядет.

Покайтесь душою смятенной!

 

...Виновен Израиль! Числа нет грехам

И нет беззаконию меры!

Не здесь ли воздвигли кумирни богам,

Отрекшись от истинной веры?

Изобр.: Г. Доре, «Пророк Михей проповедует Израилю», 1864 — 1866.

«Милости хочу, а не жертвы». Иисус цитирует здесь пророка Осию, который так объяснял людям Божий завет: «милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 5:6). Жертвоприношения — важнейший религиозный ритуал, но гораздо важнее — глубокая, искренняя вера и не показная праведность, умение сострадать и стремление помогать людям. Бог хочет, чтобы люди не слепо исполняли, а понимали глубинный смысл Его указаний и запретов.

Иегова — «Бог великий и страшный» (Втор 7:21), но Он, по словам пророка Варуха, будет по-прежнему «с радостью вести Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею» (Вар 5:5–9). Славя Господа, Псалмопевец выражает уверенность в том, что «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс 84:11).

Придя на землю в иную историческую эпоху, когда борьба с идолопоклонством во многом утратила остроту, Иисус Христос являет Собой Бога кроткого, смиренного, милостивого. Он не призывает безжалостно истреблять внешних врагов, а акцентирует внимание на борьбе человека с собственным несовершенством. В Его устах слово «милость» означает милосердие, умение понимать, любить и прощать не только ближних, но и дальних, не только праведников, но и грешников.

Христос объясняет: «Не здоровые имеют нужду во враче, а больные» (Мф 9:12). «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13). Он обличает фарисеев и книжников. А на вопрос о том, кого человек должен считать ближним, отвечает: того, кто «сжалился и позаботился о нем» («Притча о милосердном самаритянине»). И подчеркивает в Нагорной проповеди: «Блаженны милостивые» (Мф 5:7).

Милостыня — важнейший акт христианского милосердия, то, что «зачтется» человеку на Страшном суде. «Милостыня человека — как печать у Него, и благодеяния человека сохранит Он, как зеницу ока» (Сирах 17:18). Но творить ее следует от чистого сердца, а не напоказ: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди... У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:1–4).

Фраз.: «блаженны милостивые»; «левая рука не знает, что делает правая»; «трубить» (в смысле «хвастаться»); «трубить на всех перекрестках»; «хранить, как зеницу ока».

Лит.: Уильям Хоуэллс, роман «Милосердие».

А. С. Пушкин, «Памятник»:

...И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в наш жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Моисей

Оглавление

Магазин Хозмир приветствует Вас на обновленном сайте

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com