Rating All.BY

ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Путеводитель по Библии

Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»

Христианские ресурсы Путеводитель по Библии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ

Словарь имен, эпизодов, крылатых выражений, изречений, понятий


Маккавеи... Мария

МАККАВЕИ — священнический род, получивший начало от Маттафии, выступивший на защиту веры и закона Божьего. С мечом в руке сыновья Маттафии отстаивали право иудеев молиться своему Богу и жить по Его закону. Маккавеи возглавляли Иудею до 37 г. до н. э., пока царь Ирод Великий не истребил их.

Лит.: Генри Лонгфелло, драматическая поэма «Иуда Маккавей».

Изобр.: Г. Доре, «Ангел Маккавеев»; «Мать Маккавеев», 1864 — 1866.

 

МАЛАХИЯ (ангел Иеговы) — последний пророк в Ветхом Завете. Призывал к братской любви:

«Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших?» (Мал 2:10).

Ольга Шульчева-Джарман. Над книгой пророка Малахии

МАНАССИЯ — царь Иудеи (687 — 642), сын Езекии. Своими нечестивыми делами прогневил Бога. На Иудею напал ассирийский царь, покорил ее, а царя Манассию заковали в кандалы и увели в Вавилон, где его содержали в темнице.

В заточении Манассия раскаялся, и Бог возвратил его в Иерусалим на царство.

Израиль в пустынеМАННА НЕБЕСНАЯ — крупа, по воле Бога каждый день падавшая с неба, когда израильтян после исхода из Египта поразил голод в Синайской пустыне. Из нее пекли хлеб, вкусом напоминавший лепешки с медом. Поначалу манна воспринималась с благодарностью, как великое чудо, свидетельство покровительства Господня, но затем приелась; иудеи стали сравнивать ее с мясом, рыбой, огурцами, луком и дынями, которыми они питались в Египте. Чтобы небесная пища осталась в памяти потомков, Бог велел наполнить ею золотой сосуд и хранить в скинии (походном храме израильтян), в золотом ларце (ковчеге), рядом со скрижалями Завета.

Значение манны как «пищи духовной» не однажды подчеркивается в тексте Библии: «Помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор 8:2–3).

Фраз.: «ждать, как манны небесной» — ждать чего-то насущно необходимого — с нетерпением, с надеждой на чудо; «не хлебом единым жив человек» (слав.). «питаться манной небесной» — в совр. речи чаще всего употребляется — иногда в шутку — в значении «голодать».

МАРДОХЕЙ. «Во второй год царствования Артаксеркса великого, в первый день [весеннего] месяца нисана, сон видел Мардохей, сын Иаиров, из колена Вениаминова, иудеянин, живший в городе Сузах, человек великий, служивший при царском дворце. Он был из пленников, которых Навуходоносор, царь вавилонский, взял в плен из Иерусалима с Иехониею, царем иудейским. Сон же его такой: вот ужасный шум, гром и землетрясение и смятение на земле; и вот, вышли два больших змея, готовые драться друг с другом; и велик был вой их, и по вою их все народы приготовились к войне, чтобы поразить народ праведных; и вот — день тьмы и мрака, скорбь и стеснение, страдание и смятение великое на земле; и смутился весь народ праведных, опасаясь бед себе, и приготовились они погибнуть и стали взывать к Господу; от вопля их произошла, как бы от малого источника, великая река с множеством воды; и воссиял свет и солнце, и вознеслись смиренные и истребили тщеславных.

Мардохей, пробудившись после этого сновидения, изображавшего, что Бог хотел совершить, содержал этот сон в сердце и желал уразуметь его во всех частях его, до ночи. И пребывал Мардохей во дворце вместе с Гавафою и Фаррою, двумя царскими евнухами, оберегавшими дворец, и услышал разговоры их и разведал замыслы их и узнал, что они готовятся наложить руки на царя Артаксеркса, и донес о них царю; а царь пытал этих двух евнухов, и, когда они сознались, были казнены. Царь записал это событие на память, и Мардохей записал об этом событии. И приказал царь Мардохею служить во дворце и дал ему подарки за это. При царе же был тогда знатен Аман, сын Амадафов, Вугеянин, и старался он причинить зло Мардохею и народу его за двух евнухов царских» (Есф, Пролог).

Мардохей воспитывал племянницу-сироту, красавицу Есфирь. После ссоры с царицей Астинью Артаксеркс выбрал из множества красавиц Есфирь и женился на ней. Мардохей же служил привратником у царя Артаксеркса.

Гордость не позволила ему гнуть спину перед царедворцем Аманом, и тот из чувства мести решил истребить всех иудеев в персидском царстве. Мардохей открыл планы Амана Есфири. Молодой царице удалось спасти свой народ от гибели. Амана повесили, а Мардохей стал вторым человеком в стране после царя и «любимым у множества братьев своих, ибо искал добра народу своему и говорил во благо всего племени своего.

И сказал Мардохей: от Бога было это, ибо я вспомнил сон, который я видел о сих событиях; не осталось в нем ничего неисполнившимся. Малый источник сделался рекою, и был свет и солнце и множество воды: эта река есть Есфирь, которую взял себе в жену царь и сделал царицею. А два змея — это я и Аман; народы — это собравшиеся истребить имя иудеев; а народ мой — это израильтяне, воззвавшие к Богу и спасенные» (Есф 10).

Изобр.: Г. Доре, «Торжество Мардохея», 1864 — 1866; Ю. Карольсфельд, «Мардохею оказывают великие почести», 1850-е.

МАРИАМ (Мариамь) (высокая) — пророчица иудейского народа, дочь Амрама и Иохаведы, сестра Моисея и Аарона. По подсказке Мариам дочь фараона пригласила Иохаведу ухаживать за младенцем. Когда Бог сотворил чудо расступления Красного моря, Мариам и Моисей воспели Ему хвалебную песню; при этом Мариам взяла в руки тимпан, и пела, и плясала.

На подступах к Ханаану между ними произошла размолвка. Мариам и Аарон упрекнули Моисея за жену эфиопянку. За несправедливый упрек Бог наслал на Мариам проказу. Братья вступились за сестру, и Бог освободил ее от наказания.

МАРИЯ, сестра Марфы и Лазаря — одной из первых уверовала в то, что Иисус, сын Марии и Иосифа, — Сын Божий. Героиня эпизода «Иисус и грешница».

Другой эпизод произошел в доме Марии и Марфы в Вифании, небольшом селении на юго-востоке Масличной (Елеонской) горы близ Иерусалима. «Женщина, именем Марфа, приняла Иисуса в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же ответил ей: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк 10:38–42).

Перед смертью Иисус снова побывал в Вифании, где Мария, явив чудо ясновидения, совершила помазание Его священным миром («Помазание Иисуса в Вифании»).

Фраз.: Выражение «благую часть избрать», первоначально означавшее предпочтение духовного блага земному, по прошествии веков стало употребляться с ироническим оттенком. Благую часть избрать — значит хорошо, удобно устроиться, выбрать для себя наиболее необременительную или выгодную часть работы.

Цит.: Интересную трактовку предложила Светлана Макаренко в биографическом очерке «Елизавета Федоровна Романова»: «Еще через несколько недель после похорон мужа Великая княгиня принимает решение о постройке на собственные средства Марфо-Мариинской обители. Это в память о двух сестрах Лазаря — Марии и Марфе, — предложивших Христу два вида служения, два рода любви и дружбы — деятельную и созерцательную. Этот принцип деятельной помощи и труда духовного, молитвенного, удивительным образом сочетался в обители, прославившейся на всю Москву и на всю Россию».

Изобр.: Г. Доре, «Иисус у Марии и Марфы», 1864 — 1866. Ю. Карольсфельд, «Иисус в доме Марии и Марфы», 1850-е.

Марк... Милости хочу, а не жертвы

Оглавление

http://www.gideco.ru/ стоимость разработки паспорта отходов.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com