Rating All.BY

ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Путеводитель по Библии

Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»

Христианские ресурсы Путеводитель по Библии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ

Словарь имен, эпизодов, крылатых выражений, изречений, понятий


ИОСИФ ПРЕКРАСНЫЙ

— старший, долгожданный сын Иакова (Израиля) и Рахили. Одна из ярчайших фигур Ветхого Завета, богато одаренная личность, в которой необычайная красота соединилась с редкими деловыми качествами и ясновидением. Однако главный талант Иосифа заключался в умении никогда не отчаиваться, извлекать пользу из любых, самых тяжелых обстоятельств.

Некоторые исследователи усматривают в судьбе Иосифа Прекрасного предвосхищение судьбы Иисуса Христа в Новом Завете.

«Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно. И видел Иосиф сон, и рассказал его братьям своим: и они возненавидели его еще более.

Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и мой сноп встал и стал прямо, а ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали братья: неужели ты будешь царствовать над нами?

Видел он еще другой сон и рассказал отцу и братьям своим: солнце, и луна, и одиннадцать звезд поклоняются мне. И побранил его отец: неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?» (Быт 37:3–10).

Однажды братья Иосифа «пошли пасти скот отца своего в Сихем. И сказал Израиль Иосифу: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришел в Сихем. И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут? И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане. И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов» (37:12-20).

 

Братья продают ИосифаНо Рувим, сын Лии, сказал: «не проливайте крови; бросьте его в ров, а руки не налагайте на него... Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с него одежду разноцветную и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было. И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели идущий из Галаада караван измаильтян... И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его измаильтянам... Братья его послушались и, когда проходили купцы мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали измаильтянам за двадцать сребреников; а те отвели Иосифа в Египет... Братья же взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью; и послали разноцветную одежду к отцу своему... И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни... Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей» (37:22-36).

Разумом и благочестием Иосиф заслужил доверие своего господина, и тот отдал ему в управление дом и имение. К несчастью, на красивого юношу обратила внимание жена Потифара «и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал: господин мой все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?..

 

Искушение ИосифаСлучилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. Она же кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам еврея ругаться над нами» (39:7–14). Когда вернулся муж, она «пересказала ему те же слова, говоря: раб еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною, но когда я подняла вопль, он оставил у меня одежду свою и убежал вон. Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: так поступил со мною раб твой, то воспылал гневом; и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице. И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех.

Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, также заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон особенного значения. И пришел к ним Иосиф поутру, и увидел их в смущении. И спросил он царе-дворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею: отчего у вас сегодня печальные лица?

Они сказали ему: нам виделись сны, а истолковать их некому. Иосиф сказал им: расскажите мне. И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды. И чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону.

И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви — это три дня; через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием; вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома...

Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне снилось, на голове у меня три корзины решетчатых; в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы клевали ее из корзины на голове моей.

И отвечал Иосиф: вот истолкование его: три корзины — это три дня; через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою с тебя.

На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих; и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону, а главного хлебодара повесил на дереве, как истолковал им Иосиф. И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его» (Быт 39–40).

«По прошествии двух лет фараону снилось: он стоит у реки; и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике. После них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон, и заснул опять, и снилось ему в другой раз: на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших; но после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон.

Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону. И стал говорить главный виночерпий фараону и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне; фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей; и снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон особенного значения. Там же был с нами молодой еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением; и как он истолковал нам, так и сбылось: я возвращен на место мое, а тот повешен.

И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону. Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны. И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не я: Бог даст ответ во благо фараону». И рассказал фараон Иосифу сон свой.

«И сказал Иосиф фараону: семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один. И семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет голода.

Наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской; после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю.

А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие. И да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою. Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть всех плодов земли Египетской, и пусть берегут; и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода.

Сие понравилось фараону и всем слугам его. И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.

И сказал фараон Иосифу: поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою.

Фараон дал Иосифу в жены Асенефу, дочь жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской... И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать.

До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа. И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, а другому нарек имя: Ефрем.

И прошли семь лет изобилия, которое было в земле Египетской, и наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, а во всей земле Египетской был хлеб. Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет. И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб египтянам. И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле» (Быт 41).

Пришел голод и в землю Ханаанскую, где жили отец и братья Иосифа. Узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, и послал туда всех сыновей, кроме Вениамина, которого особенно любил.

Братьев привели к Иосифу. Они не узнали его и в ответ на его расспросы рассказали все о своей земле, отце и оставшемся дома младшем брате Вениамине. Иосиф не открылся им, а сделал вид, будто принял их за шпионов. Он дал им мешки с хлебом, но потребовал, чтобы в подтверждение своих слов они привели Вениамина, а пока что взял в заложники Симеона.

Когда братья вернулись с Вениамином, Иосиф сытно накормил их и отпустил с дарами, но в мешок Вениамина сунул свою серебряную ритуальную чашу, чтобы обвинить его в воровстве и задержать. При помощи этой хитрости он хотел залучить в Египет отца.

 

Иосиф открывается братьям Однако при виде горя братьев своих, слыша, как они говорят: это нам наказание за Иосифа, — он не выдержал и открылся им. Братья вернулись в Ханаан и рассказали обо всем Иакову. Тот немедленно собрался в путь. И, обласканный фараоном, со всем семейством поселился в Египте.

Иосиф сказал братьям, чтобы перестали себя корить: это все устроил Бог, чтобы он, Иосиф, смог выполнить свою миссию — спасти евреев от голода.

 

Фраз.: «целомудренный Иосиф».

Фольк.: в древнегреческом мифе мачеха Ипполита Федра воспылала к пасынку любовью, которую он отверг. Федра оклеветала юношу перед отцом, Тесеем, и тот просил Посейдона покарать его.

Лит.: Ван ден Вондел, трагедия «Иосиф в Дофане». В. Жуковский, стихотворная «Повесть об Иосифе Прекрасном». Ян Райнис, трагедия «Иосиф и его братья».

История Иосифа Прекрасного воспринимается как самостоятельная новелла, обладающая немалыми художественными достоинствами. На ее основе был создан литературно-фольклорный памятник многих народов Ближнего и Среднего Востока и Ю.-В. Азии «Юсуф и Зулейха».

В основе сюжета — библейско-кораническая легенда о добродетелях Иосифа Прекрасного (Юсуфа) и о любви к нему жены Потифара, начальника телохранителей фараона. В основных чертах библейская и кораническая легенды сходятся, не совпадают лишь детали. Кораническая версия в поэтическом переложении встречается с IX в.; наиболее известна поэма «Юсуф и Зулейха» Джами. Большими художественными достоинствами обладает одноименная поэма турецкого поэта Х. Хамди. Эти и другие авторы подчеркивали красоту Юсуфа и силу его воли, скорбь и стойкость Якуба (Иакова). Каждый из этих образов приобрел символико-нарицательное значение и в этом смысле широко используется в художественном творчестве.

В современных литературах история Иосифа-Юсуфа приобретает более обобщенную и углубленную интерпретацию, становится поводом для построения различных этических, философских, социальных концепций. Томас Манн в антифашистском романе «Иосиф и его братья» видит в Иосифе государственного деятеля, создавшего идеальную систему, основанную на принципе гармонии между индивидом и обществом. Назым Хикмет в пьесе «Иосиф Прекрасный» подошел к теме с социально-психологической позиции и переосмыслил образ Юсуфа, видя в нем лишь воплощенное предательство. Американский писатель К. Мезер назвал свой памфлет, направленный против рабовладельчества, «Продажа Иосифа».

Великий русский писатель Л. Н. Толстой называл библейскую историю Иосифа среди произведений, оказавших на него сильнейшее впечатление в раннюю пору жизни.

Изобр.: Г. Доре, «Братья продают Иосифа»; «Иосиф изъясняет сны»; «Иосиф открывается братьям», 1864 — 1866. Александр Иванов, «Сон Иосифа»; «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темницу виночерпию и хлебодару», 1815. Рембрандт, «Иосиф толкует сны», ок. 1638. Гвидо Рени, «Иосиф и жена Пентефрия», кон. XVI — перв. пол. XVII вв.

Иосия... Исход

Оглавление

Да! Дипломные работы мы пишем - дипломная работа на заказ. Заработок в интернете дома.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com