Rating All.BY

ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Путеводитель по Библии

Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»

Христианские ресурсы Путеводитель по Библии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ

Словарь имен, эпизодов, крылатых выражений, изречений, понятий


ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

 

Иоанн — проповедник в пустынесын священника Захарии и Елисаветы, предтеча (предшественник) Иисуса Христа, призванный приготовить людей к встрече со Спасителем.

По «глаголу Божию» (то есть по велению Господа) Иоанн удалился в пустыню, где жил до тридцатилетнего возраста, нося одежду из верблюжьей шерсти и кожаный пояс, питаясь саранчой и медом.

В тридцать лет начал свою подвижническую деятельность по утверждению веры в еврейском народе. Он «проходил по всей окрестной стране Иорданской», призывая: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» Некоторые принимали его за обещанного пророками Мессию. Иоанн отвечал: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия». И добавлял: за ним идет некто, у которого он «недостоин развязать ремень обуви» (Ин 1:23, 27). (Мф 3:12).

Прим.: под лопатой подразумевается та, которою веют хлеб, «отделяя зерна от плевел». Эти слова Иоанна — предсказание грядущего Божьего суда.

Читаем у апостола Иоанна: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин 1:6–8).

У Луки: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие.

Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк 31–9).

Говоря о приближении Царства Небесного, Иоанн предупреждал людей о неизбежном Божьем суде, когда каждому придется отвечать за свои дела и поступки. При этом он сравнивал людей с деревьями; тем, что не приносят доброго плода, грозит секира. И не стоит ссылаться на свою принадлежность к роду Авраама: важны личные заслуги каждого.

«И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк 3:10–14).

 

Крещение Иисуса ХристаПри виде Иисуса Иоанн сразу признал в Нем «Агнца Божиего, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). Он же осуществил крещение Иисуса Христа.

В свою очередь и Христос дал Иоанну высочайшую оценку. «Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка... Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя... И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее... Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф 11:7–11, 14–19, 25).

 

Смерть Иоанна КрестителяИоанн был брошен в темницу, а затем обезглавлен по приказанию царя Ирода Антипы «за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским. Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе» (Мк 6:17–29).

Дочь Иродиады и Филиппа, падчерицу Ирода Антипы, звали Саломия (Саломея). В Новом Завете ее имя не упоминается, она так и осталась безымянной «дочерью Иродиады».

Владимир Бенедиктов, «Пляска»

...И, пустивший зло в огласку,

Вестник правды меж людей

Заплатил за эту пляску

Честной кровию своей.

Пусть ликует в силах ада

На земле Иродиада!

В Божьем небе твой престол.

Здесь безглавье есть венчанье

За святое немолчанье,

За торжественный глагол.

Пляска смерти завершилась, —

Голова усечена.

Кончен пир. Угомонилась

Змеедушная жена.

Но рассказывали люди,

Что святая голова

Повторяла и на блюде

Те же смелые слова.

Лит.: Гюстав Флобер, роман «Иродиада». Оскар Уайльд, «Саломея».

Прим.: «мытарь» — сборщик налогов, пошлин. Отношение к мытарям, из-за их фискальной деятельности, было недоброжелательным; молва то и дело объединяла их с «грешниками».

Фраз.: «глас вопиющего в пустыне»; «недостоин развязать шнурки на ботинках» (совр. простореч.); «утаил от мудрых и открыл младенцам» — в этих словах выражено превосходство любви, веры, озарения над холодным разумом.

Изреч.: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!». «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». «Уже и секира при корне дерев лежит». «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Цит.: «Ну, вот и я питаюсь саранчой, как святой Иоанн, «глас вопиющего в пустыне»!» — ликует герой романа Сола Беллоу «Хендерсон, король дождя», связывая такой образ жизни с обретением высшей мудрости.

«Скрыл от премудрых и открыл детям и неразумным», — с умилением размышляет Константин Левин у смертного одра брата Николая о своей жене Кити, которая своим женским чутьем точно угадала, как нужно вести себя перед лицом смерти. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина», Часть V, гл. XIX.

А. Олейников, «Мариам танцует»

Иов

Оглавление

Ремонт автоматических ворот и шлагбаумов ремонт шлагбаумов nice.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com