Rating All.BY

ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Путеводитель по Библии

Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»

Христианские ресурсы Путеводитель по Библии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ

Словарь имен, эпизодов, крылатых выражений, изречений, понятий


АПОКАЛИПСИС, или ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА

— одна из книг Нового Завета, написанная в 68-69 гг. н. э. на греческом языке. Многие исследователи считают Апокалипсис неоднородным по составу и утверждают, что его тематика заимствована из ветхозаветных пророческих книг. Основной мотив сводится к пророчеству о Страшном суде и конце света.

 

Апокалипсис, в котором отсутствует специфическая христианская догматика, был популярен в периоды социальных кризисов. В него включена вавилонская, египетская и персидская мифология.

 

«Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

 

Откровение Иисуса Христа ИоаннуЯ обернулся... и увидел... подобного Сыну Человеческому» (Ап 1:9–13). Он сказал Иоанну: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся... После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Ап 3:9; 4:1–8).

«И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле» (5:1–7).

 

Агнец открывает книгу«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

И после сего видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (6, 7:1–4).

«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб... Первый ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. Второй ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла. Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (8:1–2, 7–11).

«И ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет...» (10:5–6).

Так начался Конец света, Судный день для всех, живых и мертвых, Армагеддон — последняя битва сил добра и зла, Бога и дьявола. И наконец «седьмой ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (11:15).

 

Победа Михаила над дракономНо до этого должна была произойти великая битва — сначала на небе, а затем на земле: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (12:1–9).

 

Потерпев поражение на небе, дьявол сошел на землю «в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (12:12).

«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть... И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?» (13:1–4).

«Дракон», «зверь» и «другой зверь» до поры до времени будут побеждать, говорит Иоанн: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца... И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем...

И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю... И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (13:5,7, 11–12, 16–18).

Дьяволу противостоит «Агнец закланный» (Иисус Христос) во главе войска, состоящего из молодых мужчин, «которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу» (14:4). А по небу летят ангелы, громко вещая: «Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью» (14:9–11).

 

Новый ИерусалимСледует суд над «вавилонской блудницей» — великим городом Вавилоном, который «яростным вином блуда своего напоил все народы» (14:8), и видение «нового Иерусалима»: «И пришел ко мне один из семи ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (21:9–10).

Агнец показал Иоанну «чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись. И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. Я, Иисус, послал ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (22:1–17).

Иоанн заключает свою книгу так: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Ап 22:20–21).

Образы и мотивы Апокалипсиса вдохновляли художников и поэтов разных стран, они вошли в арсенал образных средств европейской и через Коран — восточной литературы.

 

Фраз.: «Агнец закланный» — Иисус Христос.

«Альфа и Омега» — первая и последняя буквы греческого алфавита. Иносказательно «альфа и омега» значит «начало и конец». Это образный эквивалент понятию «всё», указывающее на полноту и целостность явления. Употребляется также в значении «самое главное», «сущность», «основа», из которой все исходит и которая все определяет (в социальных процессах, поведении человека).

«Антихрист» (буквально противо-Христос) — фигурирует в Апокалипсисе (правда, под названием «зверя») как существо, противостоящее Христу, слуга сатаны или сам сатана.

«Армагеддон» — последняя битва сил добра и зла, Бога и дьявола; «белые одежды»; «блудница вавилонская»; «быть в духе» — ощутить вдохновение; «времени больше не будет» «жена, облеченная в солнце» (Дева Мария); «звезда Полынь»; «зверь, выходящий из бездны».

«Иди и смотри» — как миссия избранного свидетеля, долг приобщения к явлениям, определяющим судьбы мира, и нравственного обновления через познание истины. Режиссер Элем Климов назвал так свой фильм о Хатыни.

«[Книга] за семью печатями» — образное обозначение чего-либо недоступного пониманию или потаенного; применимо также по отношению к скрытному, замкнутому человеку.

«Кого люблю, того и бью»; «конь бледный» — символ войны и смерти; «на белом коне» — с победой; «новый Иерусалим»; «печать Бога» («отмеченность») — атрибут человека талантливого, выдающегося в той или иной области или же высоко праведного; «Свят, свят, свят!» — употребляется как заклинание, что-то вроде «чур меня!»; «Се, гряду скоро»; «трубный глас»; «трубы архангелов»; «чаши бедствий»; «шестикрылые животные, исполненные очей спереди и сзади» («Животные Апокалипсиса»).

Лит.: В. Дудинцев, «Белые одежды». Т. Колдуэлл, роман «Великий лев Бога». Ван дер Мерш, роман «Печать Бога». Леон Урис, «Армагеддон», Бласко Ибаньес «Четыре всадника Апокалипсиса».

Образ «семи светильников» использован в книге Джона Рескина «Семь светильников архитектуры».

Тэйлор Колдуэлл, Предисловие к роману «Тот, Кто слушает».

 «При всех разглагольствованиях о «любви», мир никогда еще не был так беден любовью, жесток, бессердечен, надменен и убийственно равнодушен. Никогда еще столько людей не страдало от предательства. Никогда не было столько неприкаянных. Никогда не зияли сердца такой пустотой на месте веры — несмотря на высокие слова о «причастности» и «заботе о судьбах человечества». Никогда стольким людям не угрожала смерть, и никогда — даже в самые темные периоды прошлого — не было так мало свободы. Нас больше не волнуют массовые убийства; мы не слышим того, кто умоляет нас о помощи, умирая на нашем крыльце. Мы отворачиваемся от всего этого, и небеса постепенно темнеют — приближается Апокалипсис... Мы заняты — ничем. Мы говорим — ни о чем. Наш сосед, брат наш шлет сигналы бедствия, а нам нет до этого дела. Мы не слышим его в нашей сверхзанятой, пустой и никчемной жизни. Хуже того, мы не слушаем самих себя и не знаем, о чем говорим.

Ненависть, а не любовь, царит в душах людей. Зло почти окончательно победило в мире, презирающем добро, отождествляя его с «научными истинами», которые завтра окажутся ошибочными. Релятивизм заменил вечную и абсолютную истину. Наших детей, в их светских школах, не учат почтительности, вере, долгу, ответственности, гордости за достижения, уважению к авторитетам. Не учат потому, что этого не хотят их родители. Сегодняшняя молодежь не знает, что такое мудрая созерцательность, добрые намерения, внутренний покой, неспешность, верность и добродетель. Это поколение фактически потеряно. Только Тот, Кто слушает, способен спасти заблудших. Но кто приведет их к нему? Люди имеют хлеб, кров, удобства, но их лишили истины. Мы дали молодым «любовь», не имеющую ничего общего с подлинной любовью. Дали лозунги, но не живое слово. Мы оставили их без помощи, и они стали агрессивными, живут без Бога, без уважения к себе, своей стране и соотечественникам.

Но несмотря ни на что, этот человек всегда готов слушать, увещевать, учить, любить и советовать. Он ждет вас. Он еще никого не оставил без ответа. Он требует только одного: чтобы вы тоже слушали».

Анатолий Берлин

Одиннадцатое Сентября

Действительно ли ты, святой Коран,

Для многих нас, «неверных», недоступный,

Оправдываешь утренний таран —

Армагеддона призрак, день наш судный,

День, разделивший мир на две беды,

Два лагеря, две четких острых грани,

Две философии, две догмы, две судьбы...

Неужто все оправдано в Коране?

И если нет, то почему тогда

Ликуют так сердца рабов Ученья?

А если да, то почему беда

Не вызвала лавины отреченья

От мракобесия, разрушившего Храм,

Самоубийц, воспитанных не нами?

В чем твоя святость?

                               Подскажи,

                                             Коран,

Кого простить, кого считать врагами?

   2001

Леонид Левин. «Последний Армагеддон». Е-книга, PDF, 600 Кб. «Китеж уходит под воду». Неоконченный роман

Алекс Норк. «Маргарита».

Муз.: Лядов, «Апокалипсис».

Изобр.: Г. Доре, «Иоанн на острове Патмос», «Видение женщины и змея», «Гибель Вавилона», «Последний суд», «Новый Иерусалим», 1864 — 1866. Симон Ушаков, «Архангел Михаил, попирающий дьявола», 1676.

 

Марина Боглова. «Катаклизм».

«Картина создана к 10-летию Чернобыльской трагедии. Нижняя часть картины — земля с лесным массивом и полем в серых тонах (взгляд сверху). А верхняя (около двух третей) часть — буйствующее небо, совмещённое с Космосом и духовным миром.

Там, на горизонте — вспышка света и... мгновенно импульс энергии привёл в движение все небесные силы.

Как будто огромный чёрный змий завертелся над землёй. Пурпурные тучи, как зловещие птицы. Огромные яйца рождаются вверху и падают на землю. Что они несут в себе? Какое зло совершается на планете Земля? Куда мы движемся? А добрые силы уже вступили в борьбу со страшной стихией. Они проявились в образах ангела вверху по Центру, гномика слева, и справа — наблюдающего за всем происходящим лика из божественного мира. Что дальше?»

Апостолы... Ахав

Оглавление

click

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com