Rating All.BY

ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Путеводитель по Библии

Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»

Христианские ресурсы Путеводитель по Библии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ

Словарь имен, эпизодов, крылатых выражений, изречений, понятий


Адония... Антихрист

АДОНИЯ — четвертый сын Давида от Аггифы. Поскольку трое его старших братьев — Амнон, Далуия и Авессалом — умерли, Адония счел себя престолонаследником. «Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил: я буду царем. И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов. Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь? Он же был очень красив и родился ему после Авессалома. И советовался он с Иоавом, сыном Саруиным, и с Авиафаром священником, и они помогали Адонии. Но священник Садок и Ванея, сын Иодаев, и пророк Нафан, и Семей, и Рисий, и сильные Давидовы не были на стороне Адонии. И заколол Адония овец и волов и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми иудеянами, служившими у царя. Пророка же Нафана и Ванею, и тех сильных, и Соломона, брата своего, не пригласил. Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том? Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона» (3 Цар 1:5–12).

Вирсавия пошла к Давиду и напомнила ему его обещание сделать Соломона царем. По приказанию Давида священник Садок помазал Соломона на царство. Слуги затрубили в трубы, возвещая появление нового царя.

Адония побежал в храм и схватился за роги жертвенника: в этом положении его нельзя было убить. Узнав об этом, Соломон сказал: «Если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет. И послал царь Соломон, и привели его от жертвенника. И он пришел и поклонился царю Соломону; и сказал ему Соломон: иди в дом свой» (3 Цар 1:52–53).

Спустя некоторое время Адония обратился к Вирсавии с просьбой ходатайствовать за него перед Соломоном, чтобы тот дал ему в жены красавицу Ависагу. Соломон сразу разгадал хитрый замысел Адонии: женитьба на женщине Давида давала ему право претендовать на престол. Поэтому Соломон ответил матери: «По приказу Соломона Ванея, сын Иодая, умертвил Адонию.

Фраз.: «волос не упадет с головы» — человеку не причинят зла.

«Аз есмь воскресение и жизнь». Пришествие в мир Иисуса Христа знаменовало собой наступление Новой эры — переход от эпохи Ветхого Завета, суть которого можно передать словом Закон, к эпохе Нового Завета, эре Благодати.

Согласно христианским представлениям, Бог создал первых людей «по образу и подобию Своему», то есть им была уготована вечная жизнь в раю. Но они съели запретный плод с древа познания добра и зла и были наказаны изгнанием из рая и лишением бессмертия.

Тем не менее, Бог не бросил Свое творение на произвол судьбы. Он пристально наблюдал за людьми и не только карал их за грехи («Всемирный потоп»), но и указывал путь к добру, миру и преуспеянию. И, наконец, послал на землю Своего Сына — Иисуса Христа, чтобы Он искупил Своей смертью грехи человечества и, воскреснув, даровал верующим бессмертие в Царстве Небесном. Пришествие, смерть, воскресение Христа и грядущий Суд Божий неоднократно предсказывали ветхозаветные пророки:

«И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан 9:26–27).

Закон однозначно обрекал людей, пребывающих во грехе, на смерть. Иисус, «смертью смерть поправ», искупает грех мира, дарует надежду на жизнь вечную.

Лит.

«Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ

И сущим во гробех живот даровав».

(Пасхальное песнопение, слав).

Ольга Чернорицкая. «К слову о Законе и благодати. Юрий Кузнецов, Юрий Кублановский». Эссе

 

Фраз.: «мерзость запустения» — в прежние времена это выражение означало идолопоклонство, а в настоящее время им обозначают опустошение, беспорядок, грязь (например, в запущенном жилом доме). Подробнее см. «Мерзость запустения».

 

АКЕЛДАМА (Хацелдама)  — сирийское слово, означающее «поле крови», или «село крови» — часть земли, купленная на тридцать сребренников, которые Иуда Искариот получил за предательство Иисуса.

Узнав об осуждении Иисуса, Иуда раскаялся и «возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «Землей крови» (Мф 27:3–8).

Прим.: «земля горшечника» — суглинок, неплодородная почва.

Цит.: Оноре де Бальзак, повесть «Красная гостиница» — о начале карьеры банкира-убийцы Тайфера.:

«Разумеется, в поместьях мадемуазель Тайфер стоит целая лужа крови, настоящее Хацелдама... Имею ли я право разгласить раскрытую мною тайну... сказав ей: «Каждое экю в наследстве вашем запачкано кровью»?»

 

АМАЛИКИТЯНЕ (Амалик)

 — могущественный народ, занимавший территорию между Египтом и Палестиной. С ними долго воевали Гедеон, Саул и Давид. Амаликитяне частично были уничтожены, а частично растворились среди евреев и других народов (Чис 13, 14, 24).

АМАН — первый придворный персидского царя Артаксеркса. Движимый чувством мести (привратник, иудей Мардохей, не пожелал кланяться ему, как царю, к тому же раскрыл монарху заговор против его особы со стороны слуг Амана), могущественный царедворец добился указа царя о поголовном истреблении евреев. Жене Артаксеркса, иудеянке Есфири, удалось спасти свой народ от уничтожения, Аман был повешен, а его место занял Мардохей, дядя Есфири.

АММОН 1  (Бен-Амми) — сын Лота, родоначальник аммонитян (Быт 19).

АММОН 2 — четырнадцатый царь Иудеи (642 — 640), сын и наследник Манассии. После двух лет правления был умерщвлен слугами. Народ перебил всех заговорщиков и поставил на царство его сына Иосию (4 Цар 21).

АММОНИТЯНЕ — народ, происшедший от Аммона, сына Лота. Поклонялись Молоху. Израильтяне часто воевали с аммонитянами и побеждали их. Царь Давид вначале решил проявить к ним терпимость, но они оскорбительно обошлись с его послами: отрезали им половину бороды и одежду до бедер. После этого Давид ожесточился. Он взял столицу аммонитян Равву, реквизировал драгоценности царского дворца, надел золотую царскую корону с драгоценностями, а оставшихся людей приказал бросить под железные пилы и молотилки или в печи для обжига керамической посуды.

Когда для израильтян наступили черные дни вавилонского плена, аммонитяне глумились над ними. По возвращении из плена израильтяне уже не обнаружили аммонитян как целого народа. Позже их, как и измаильтян, стали звать арабами (Быт 19, Чис 21).

 

АМНОН — первенец Давида, родившийся в Хевроне от Ахиноамы Изреелитянки. Амнон обесчестил Фамарь, сестру своего сводного брата Авессалома, и тот убил его.

АМОРРЕИ — племена, названные так в честь Аморрея, внука Хама. Израильтяне столкнулись с ними во время сорокалетнего странствования по пустыне после освобождения из Египта (Чис 32).

Изобр.: Г. Доре, «Поражение войска аморрейского», 1864 — 1866. Никола Пуссен, «Победа Иисуса Навина над аморитянами», 1625.

 

АМОС — один из меньших пророков, живших во времена царя Азарии. Пророчества Амоса напоминают стихи поэта: они образны и глубоки: «Бегают ли кони по скале? можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь» (Амос 6:12).

Обличая соотечественников, Амос в то же время обещает им спасение: «Наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград — сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой» (9:13–15).

Изобр.: Г. Доре, «Пророк Амос», 1864 — 1866.

АНАНИЯ и его жена Сапфира — персонажи книги Деяний святых апостолов. Эпизод, в котором участвуют Анания и его жена Сапфира приведён в начале пятой главы книги. В конце четвёртой главы рассказывается о массовом добровольном отказе от личной собственности в общине первых христиан и добровольной передаче всех средств на общие нужды.

Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян.4:34-35).

В начале 5 главы повествуется, как член первохристианской иерусалимской общины Анания и его жена Сапфира предприняли попытку обмануть апостолов и утаить часть вырученных средств. Апостол Пётр публично разоблачает обманщиков, которых постигает Божья кара — оба они внезапно умирают, что приводит церковную общину в «великий страх».

Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (Деян.5:1-11)

 

АНГЕЛ (вестник) — духовное, бестелесное существо, имеющее ум и волю и способное совершать чудеса.

Ангелы — «небесные воины» — служат Богу, передают людям его волю, воюют с его врагами.

Святой апостол Павел говорит об ангелах: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр 1:14).

Но есть часть ангелов, которые отпали от Бога, изменили ему, стали ангелами Сатаны (поэтому Божий посланник на страницах Библии часто называется не просто «ангел», а «ангел Господень»). Апостол Павел пишет во Втором послании к коринфянам: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня» (2 Кор 12:7).

Фраз.: «ангел во плоти»; «ангел-хранитель»; «падший ангел»; «тихий ангел пролетел» (о внезапно наступившей паузе).

Лит.: Т. Хейвуд, поэма «Иерархия благословенных ангелов». В. Брюсов, роман «Огненный ангел». Ф. Дюрренматт, «Ангел спускается в Вавилон». Ф. Мориак, роман «Черные ангелы»». Ф. Нягу, роман «Ангел возвестил» (1968).

Цит.: Центральный персонаж романа Айрис Мердок «Время ангелов» Карел Фишер приравнивает людей к ангелам, с их служебной, несамостоятельной природой. Этот разуверившийся священник, натура незаурядная, однако обуянная гордыней, оправдывает свою порочность тем, что «смерть Бога освободила ангелов. Они ужасны».

Изобр.: Г. Доре, «Иаков борется с ангелом»; «Ангел Господень удерживает Валаама»; «Явление ангела»; «Ангел приносит пищу и воду пророку Илие»; «Ангел Господень поражает войско Сеннахирима»; «Ангел Маккавеев»; «Ангел и жены-мироносицы»; «Ангел показывает апостолу Павлу Новый Иерусалим», 1864 — 1866. Ю. Карольсфельд, «Возвещение пастухам о рождении Иисуса Христа», 1850-е.

Иван Март, «Ангелы».

Марина Боглова. «Где отдыхают ангелы»

 

АНДРЕЙ ПЕРВОЗДАННЫЙ — один из Двенадцати апостолов, брат Петра. Согласно Евангелию от Иоанна, он был учеником Иоанна Крестителя и первым, по призыву Иоанна, последовал за Иисусом, поэтому его стали называть Первозванным.

После вознесения Иисуса Андрей отправился проповедовать его учение в другие страны. По преданию, он был в Скифии и даже доходил до тех мест, где потом появились города Киев и Новгород. Он предрек, что христианство здесь достигнет большой славы.

Андрей погиб на кресте в форме буквы Х в городе Патрах в Греции, потом его прах перевезли в Константинополь. В России святой Андрей Первозванный высоко почитается, в особенности моряками; на каждом корабле есть Андреевский флаг с изображением креста, на котором он погиб. Первый российский орден, учрежденный Петром I, носил его имя.

 

Изобр.: Феофан Грек, «Апостол Андрей», 1378.

 

АННА (милостивая) — первая, любимая жена Елканы, мать пророка Самуила. Она долгое время была бесплодна. «И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его, и вина и сикера не будет он пить, и бритва не коснется головы его. Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего и иди от лица Господня. И отвечала Анна: нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе. И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него» (1 Цар 1:10–17).

Через некоторое время у Анны родился мальчик, Самуил. Когда он немного подрос, мать привела его к священнику Илию. Самуил стал одним из великих пророков Израиля и последним из его судей (1 Цар 1).

Фраз.: «изливать душу (сердце)» — открывать кому-либо, заслуживающему доверия, свои сокровенные мысли; рассказывать о том, что тяготит душу. По смыслу близко к «исповедоваться».

Изобр.: Ю. Карольсфельд, «Молитва Анны», 1850-е.

 

АННА ПЕРВОСВЯЩЕННИК. Во времена Иисуса Христа, будучи в преклонных годах, уже не исполнял своей должности, но когда Иисуса взяли в Гефсиманском саду, Его сначала привели к Анне, имевшему высокий авторитет, а он направил Его к Каиафе.

АННА ПРОРОЧИЦА — одной из первых славила Младенца Иисуса «и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк 2:37–38).

АНТИОХ — имя многих сирийских царей во времена Маккавеев. Антиох IV Епифан (Блистательный) царствовал двенадцать лет. После завоевания Египта он «пошел против Израиля и вступил в Иерусалим с сильным ополчением; вошел во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его, и трапезу предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые, и завесу, и венцы, и золотое украшение, бывшее снаружи храма, и всё обобрал... И, взяв всё, отправился в землю свою и совершил убийства, и говорил с великою надменностью. Посему был великий плач в Израиле, во всех местах его» (1 Макк 1:20-22, 24-25).

«По прошествии двух лет послал царь начальника податей в города Иуды, и он пришел в Иерусалим с большою толпою; коварно говорил им слова мира, и они поверили ему; но он внезапно напал на город и поразил его великим поражением, и погубил множество народа израильского; взял добычи из города и сожег его огнем, и разрушил домы его и стены его кругом; и увели в плен жен и детей, и овладели скотом. Оградили город Давидов большою и крепкою стеною и крепкими башнями, и сделался он для них крепостью. И поместили там народ нечестивый, людей беззаконных, и они укрепились в ней; запаслись оружием и продовольствием и, собрав добычи иерусалимские, сложили там, и сделались большою сетью... Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя... А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти... Но многие в Израиле остались твердыми» (1 Макк 1:29-35, 41-42, 50, 62).

Иудеи под руководством Маккавеев оказали захватчикам ожесточенное сопротивление. В одном из боев Антиох упал с колесницы и вскоре умер.

Лит.: Генри Лонгфелло, драматическая поэма «Иуда Маккавей».

Изобр.: Г. Доре, «Наказание Антиоха», 1864 — 1866.

АНТИХРИСТ (буквально противо-Христос) — фигурирует в Апокалипсисе (правда, под названием «зверя») как существо, противостоящее Христу, слуга сатаны или сам сатана. Само же слово «антихрист» появляется в Первом Соборном послании святого апостола Иоанна: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире»  (1 Ин 4:1–3).

Апокалипсис, как книга о конечных судьбах мира, дает символическую картину последней битвы между Богом и силами зла, местом которой избран Армагеддон. Перед последним великим Судом дьявол (сатана), прельщавший народы, будет «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Ап 20:10).

В наше время слово «антихрист» иногда используется в значении «дурной, жестокий человек».

Лит.: Г-жа Ава (Австрия, ум. 1127), духовные стихи «Антихрист». Вл. Соловьев, «Краткая повесть об Антихристе».

Апокалипсис

Оглавление

тур в Грецию 2017

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com