ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Алексей АЛЕКСАНДРОВ


ПРИВЫКАЯ К СКОРОСТИ

Станислав Бельский. Путешествие начинается: сборник поэзии. — Днепропетровск: Герда, 2016. — 64 с.

 

 

В общем-то, хорошие стихи, как театр, начинаются с места, где ты что-нибудь оставляешь. Путешествие в незнаемое, а точнее, в трудно узнаваемое, увиденное с необычного угла, подразумевает освобождение от лишнего груза — привычного порядка вещей, твоих представлений о подобной поэтике, потому как автор непременно все это захочет нарушить, навязав читателю свою волю. Все это будет снято и отброшено до поры, а взамен мы получаем свободу двигаться в пространстве книги, читая поначалу такое вот:

 

* * *

 

Ощупываю свою одежду.

Кажется, забыл пристегнуть нимб,

и уныние неловко выглядывает

из-под лакейской улыбки.

Не понимаю, как склеить

растрескавшуюся память,

мутную, как утро в погребе,

неподвижную, как денежные знаки.

 

Весна собирает дань

чугунными орлами

и закутанными старухами.

Каждый день нахожу в карманах

невозмутимых призраков

в чиновничьих котелках.

 

Хочется сломать решётки

на окнах нелепых будней,

упасть в певчее небо,

словно в лесной ручей.

 

Хармсовские старухи на аверсах, которые просто символизируют время, падают в перевернутом мире вверх, как подброшенная монетка-нимб, — переходы между образами настолько быстрые, что даже немножко подташнивает. В первом же стихотворении задан темп, который выдерживается на протяжении всей книги, а также плотность словесной вязи. Из-за этого мелькнувший обэриутский штришок кажется всего лишь одной из деталей, частью одежды, покинутой в гардеробе. Гораздо важнее само движение, монтажные стыки, чем препятствия на пути.

 

Далее начинаешь привыкать к скорости, привыкаешь даже к намеренному, м.б., слишком простому приему снижения градуса — как, например, во фрагменте стихотворения, первая строчка которого дала название книге:

 

строгий крот

скрывает за ресницами ласку

а голубь сидящий

на плече лолиты

выплёвывает козьи какашки

 

Понятно, что гадящий голубь — символ не мира, но войны, поданный в таком эротическо-ироническом контексте, говорит о том самом зле любви с раздвоенным копытцем. И опять-таки, все, что кажется сюрреалистическим кичем, на самом деле организовано очень логично, на уровне аллегорий, как у парковых скульптур.

 

Разгадывая такой изящный кроссворд, читатель движется от одной композиции к другой, обманываясь и восхищаясь, но, кажется, подолгу не задерживаясь возле какой-либо одной из них — книга устроена так, что тексты очень быстро набегают друг на друга, торопя узнать, что там поджидает тебя дальше.

 

* * *

 

копия асфальта

и боль чемоданных суставов

колечко пара

в судороге пенсионных завтраков

 

чуткий форум

закопанный по поясницу

только снаружи махровый

изнутри скобяной

 

К этим издержкам я бы добавил довольно большое для поэтического сборника количество стихотворений, если, конечно, это не книга избранного (в аннотации сказано, что в издание вошли «авангардные тексты, созданные в период с 2008 по 2016 г.»). Впрочем, это количество не настолько велико, чтобы испортить впечатление от путешествия, и в остальном все работает идеально — колеса крутятся, картинки сменяются, словам и мыслям в них одновременно легко и тесно.

 

* * *

 

словно катится чужой голос

на роликах из темноты смертной

в колыбельную темноту

 

новое правило — краткий абзац

с отступом в виде трилистника

движение шёлковых парий

в шахматной партии

с разведённым финалом

 

сгорай под проплаченным солнцем

как сцена в летнем театре

 

Думается, что, прочитав эту книгу, через какое-то время поездку захочется повторить, может быть, чуть медленнее, вспоминая или узнавая эти замечательные стихи заново.

Станислав Бельский. Стихи

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com